1139

12 марта 2017 года в Неделю вторую Великого поста, в день памяти свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского епископ Юрьевский Арсений возглавил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка совершил всенощное бдение.

За Божественной литургией после евангельского чтения епископ Арсений обратился со словом к прихожанам. Он отметил, что евангельские чтения каждой из недель Великого поста продолжает по смыслу подготовительные недели к нему и раскрывает нам смысл поста как богоискательства, богоустремленности, молитвы, смирения и покаяния. И во второе воскресение Великого поста Церковь предлагает нам евангельский рассказ об исцелении расслабленного в Капернауме. Благодаря евангелисту, мы можем погрузиться в атмосферу той эпохи, этого палестинского города, в котором проповедует Спаситель. В Капернауме дома располагались на  склоне горы, как бы уступами, так что легко можно попасть на крышу нижнего дома, что и сделало возможным для друзей расслабленного поднести его к Спасителю. Вокруг дома было множество людей, каждый из которых пришел со своей проблемой, и казалось, что каждый из них достоин внимания Христа. Не имея возможности приблизиться из-за этих людей, друзья расслабленного предпринимают радикальный шаг - они разбирают кровлю дома, где находился Спаситель. Это происходит в самый момент беседы, когда, очевидно, велся диалог о Законе, ведь фарисеи часто были совопросниками Христа. Они сравнивали Его взгляд на Закон Моисеев со своим видением, то соглашаясь, то споря с Ним. И в этот момент к их ногам опускается одр с расслабленным, на глазах у пораженных людей. И, по слову владыки, как это часто бывает, особенно среди фарисеев, знак явной милости Божией становится для них внутренним укором их черствости и неспособности их сердца раскрыться на беду ближнего. И когда Христос Спаситель совершает это исцеление, говоря, «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5), то для фарисеев это звучит как богохульство, и теперь они нашли еще один повод укорить Спасителя, пока еще внутри себя. «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:6). Спаситель, как Бог пришедший на землю и ставший Человеком, принявший наше человеческое естество, разделивший все наши нужды и страдания, конечно же, знает кто и как Его встретит и какое будет к Нему отношение. Он понимает, какие чувства испытывают фарисеи, и, чтобы не оставлять их наедине с этими мыслями, говорит: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:9). Владыка отметил, что «этим Он возвещает ту самую правду, которую и должен возвестить этому миру, что Он, действительно, Бог, явившийся в этом мире и обладающий этой властью - прощать грехи, и именем Его прощаются грехи каждому верующему в Него. А доказательством тому служит немедленное выздоровление болящего. И здесь Господь провозглашает еще одну истину, часто ускользающую от нашего внимания, а именно - наши физические недуги являются следствием не только каких-то естественных причин, а в основе несовершенства и страданий человеческой природы лежит грех прародителей и та греховность, которая сопровождает каждого из нас. Итак, первая и самая важная мысль, которая доносится до нас сегодня, во второе воскресение Поста: Господь Иисус Христос – это единственный Врач душ и телес наших».

«Спасение» на языке святых отцов и Нового завета это то же, что «исцеление», исцеление падшей человеческой природы, которая исцеляется, преображается, обоживается через соединение с Богом во Христе. Именно об этом богословствовал свт. Григорий Палама в своих творениях. Апостол Петр говорит, что мы становимся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), и в этом смысл пришествия Спасителя - не просто ради забвения и прощения грехов человеческих, а именно в том, что через пришествие в мир Бога начинается наше подлинное исцеление и спасение. А вместе с тем - и преображение этого мира, вся полнота чего наступит в то время, о котором мы говорим как о Втором пришествии Христа словами Символа Веры: «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». А апостол Павел говорит об этом, что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

Вторая же, как подчеркнул владыка, важная мысль, возвещаемая нам в сегодняшнем Евангелии – это выбор. Кто мы, слушатели и читатели этого Евангелия? Расслабленные (потому что расслабленность бывает не только физическая, но и духовная - очерствелость, сон души, неспособность любить, молиться, совершать, действительно, стоящие дела)? Либо мы - те люди, для которых не существует преград, чтобы придти ко Спасителю, к чему, собственно, и призывает нас время Великого поста. Либо - фарисеи, увлекшиеся внешним исполнением поста, больше думая о том, что можно кушать, а что нельзя, что и как нужно еще вычитать. «И может оказаться, что за внешним исполнением постных предписаний, мы забываем о том, что возвещено в Евангелии, о любви и сострадании к ближним, о той добродетели, которой не было у фарисеев. Для них внешние предписания и стали существом религии, для нас же, согласно нашей вере, основным содержанием ее должна являться любовь - любовь к Богу и к ближним. Это главное, а все остальное должно либо способствовать этому, либо, если мешает, то должно быть отвергнуто». Поэтому пусть сегодняшнее Евангелие поможет нам не забывать о главной цели в нашей христианской жизни, что даже, если мы не можем горячо любить ближних, как это делает Спаситель, то хотя бы не будем мешать Ему проявлять Свою любовь в этом мире, как это делали фарисеи. А лучше всего, все-таки, быть соработниками Господу, стать орудиями этой любви, руками Божиими, продолжающимся присутствием Христа в этом мире, для чего Он и основал Свою Цекровь. Для того, чтобы снова и снова в любви и сострадании к ближним встречать Того Самого Христа, Который дал эту заповедь и Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), - закончил владыка.