870

5 марта 2017 года, в день Торжества Православия, митрополит Лев и епископ Арсений совершили Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода.

По окончании богослужения, епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Владыка отметил, что каждая неделя поста имеет свою смысловую нагрузку и посвящена определенным святым и значимым событиям в истории Церкви. Все это приводит в конечном счете к главной цели поста – встрече с Богом в праздник Светлого Христова Воскресения.

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Этот праздник связан с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости. Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.

Подготовительные недели и воскресные евангельские чтения недель поста раскрывают смысл поста и являются определенными вехами на пути ко Христу. Владыка отметил, что в сегодняшнем Евангелии рассказывалось о встрече Нафанаила со Христом. Когда Филипп сказал Нафанаилу, что Иисус из Назарета есть мессия, которого все ждут, он отнесся к этим словам со скептицизмом, сказав: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). Такое отношение, по словам владыки, было связано с тем, что жители Назарета по мнению праведных иудеев вели нечестивую жизнь, а некоторые были даже язычниками. Но придя ко Христу, Нафанаил был обескуражен Христом, Который встретил Нафанаила словами: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47).

На вопрос Нафанаила, откуда Он его знает, Христос ответил, что видел его под смоковницей. По словам владыки, евангелие не говорит о том, что там делал Нафанаил, но святые отцы отмечают, что скорее всего Нафанаил молился Богу, чтобы Он дал ему возможность встретить Мессию. Именно этим объясняется исповедание Нафанаила: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Нафанаил понял, что его молитва была услышана. Владыка отметил, что это евангелие показывает нам еще один пример желания встречи со Христом. «Мы должны так же стремится ко Христу, иметь желание пронести верность и любовь через всю свою жизнь. Пост нам постоянно об этом напоминает. Верность Богу, Его Слову и Церкви необходимо сохранять и приумножать для того, чтобы свой путь к воскресению Христову совершать с твердой верой и упованием на Бога» - закончил владыка.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15