1338

3 марта 2017 года, в день святителя Льва Великого, Папы Римского, митрополит Лев, епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и епископ Арсений совершили Литургию Преждеосвященных Даров в Софийском соборе. Сослужащее духовенство Великого Новгорода поздравило владыку с днем ангела.

После Литургии владыка Арсений совершил молебен святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. Такое богослужение совершается в пятницу первой седмицы Великого поста во всех православных храмах по следующему случаю: в 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

После богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди, в которой подчеркнул, что Великий пост должен дать толчок нашей духовной жизни, потому что в суете будней, отвлекаясь на разные дела, в нас притупляется чувство присутствия Божия и нашего христианского предназначения. Если мы будем серьезно, по-евангельски относиться к посту, то он дарует нам духовные силы и наполнит неизреченной радостью. По словам владыки, в богослужебных книгах пост неоднократно называется весной, а весна – это пробуждение к новой жизни. Таким образом для каждого из нас пост - это время духовного пробуждения и возрождения. Владыка призвал верующих не расслабляться и не унывать после первой седмицы, так как предстоит еще долгое время поста, которое, при должном отношении, принесет много пользы. Затем владыка поздравил митрополита Льва с днем тезоименитства, пожелал ему помощи Божьей и долгих лет архипастырского служения.

3 марта отмечается день памяти святителя Льва I Великого, Папы Римского, который занимал первосвятительский престол Римской Церкви с 440 по 461 год - в эпоху, когда на христианском Востоке бушевали споры о том, кто же есть Христос. Православное исповедание Первого Вселенского Собора 325 года однозначно утверждало: Христос - Бог. Но логика человеческой мысли привела к другому вопросу: если Христос - Бог, то как возможно соединение человека и Бога в одной личности. Выразить Православие в этом догматическом споре было суждено Римскому епископу Льву на Вселенском Соборе 451 года, состоявшемся в предместье Константинополя - Халкидоне. На этом Соборе «догматический томос» папы Льва был принят как норма православного учения. Халкидонский догмат гласил: «Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы - по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев». С тех пор из Халкидонского догмата вытекает все православное богословие.