Протоиерей Сергий Золотарев: Пост - это не телесное самоистязание, а прежде всего духовный подвиг! [ИНТЕРВЬЮ]

27 февраля 2017 года начинается Великий пост. О том, каково его значение и как правильно себя настроить, чтобы эти дни принесли духовную пользу, мы поговорили с настоятелем церкви великомученика Феодора Стратилата Великого Новгорода протоиереем Сергием Золотаревым.

- Отец Сергий, почему этот пост называется Великим и в чем его смысл?

- Этот пост еще называется святой Четыредесятницей. В отличие от других постов он называется Великим, потому что предваряет главный христианский праздник - Пасху. Смыслом любого поста является духовная подготовка к празднику, то есть особое внимание к своей внутренней жизни, которое сопровождается определенными молитвенными и аскетическими усилиями, в том числе воздержанием от вещей самих по себе не греховных. По мнению ряда исследователей, Великий пост возник как время подготовки к Таинству Крещения, которое в древней Церкви совершалось чаще всего накануне Пасхи. Очевидно, так поступали по причине того, что Крещение - это наше личное умирание для греха и воскресение со Христом и во Христе для вечной жизни. То есть это таинство является нашей личной Пасхой. Другие ученые связывают происхождение поста с Богоявлением, когда после Крещения Христос постился в пустыне в течение 40 дней.

- Кода появился Великий пост?

Великий пост был известен уже с конца II – начала III веков, но его длительность тогда была еще не утверждена: он мог длиться от суток до недели и более перед Пасхой. В IV - V веках в восточно-христианской Церкви установился 40-дневный Великий пост. Некоторые отцы этого времени, такие как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и Авва Дорофей, говорили о посте как о десятине – десятой части года, которая должна быть посвящена Богу. Сам пост состоит из двух частей: Четыредесятницы, которая начинается после Прощеного Вокресенья и заканчивается накануне Лазаревой субботы, и Страстной седмицы. Практики поста в разные времена и в разных Поместных Церквах отличались друг от друга. У нас закрепилась практика в течение всего поста не вкушать мяса, молочной пищи и рыбы.

- Как верующий должен готовиться к Великому посту и входить в него?

- Церковь заранее подготавливает нас к Великому посту - последняя неделя перед постом называется Мясопустной или сырной седмицей, потому что мы отказываемся от мясной пищи, но зато в среду и пятницу можно вкушать все остальные скоромные продукты. Если человек регулярно ходит в храм и живет в ритме церковного календаря, то он и к посту готовится вместе с Церковью. В четыре воскресенья перед постом - Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде и Прощеное воскресенье - читаются отрывки из Евангелия, которые задают покаянный тон, призывают нас обратиться к своей душе и переосмыслению жизни. В это время богослужения уже включают в себя великопостные элементы, поются покаянные песнопения, а в среду и пятницу сырной седмицы в храмах звучат слова великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина.   

- Известно, что великопостные службы отличаются от обычных. В чем уникальность этих богослужений?

Первая неделя поста особая по богослужебному строю – в первые четыре дня читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Этот канон читается дважды в Великом посту. Целиком его читают в четверг на пятой седмице поста, на этой службе также читают житие преподобной Марии Египетской, поэтому богослужение называется «Мариино стояние». Эти службы очень длительные, требуют сил и выносливости, но они бывают только в Великом посту и задают глубокий покаянный настрой, поэтому каждому верующему желательно присутствовать на этих богослужениях.

Что касается самого главного богослужения для христиан - Божественной литургии - то в Великий пост она служится только по субботним и воскресным дням, в праздник Благовещения, а также на Страстной седмице в Великий Четверг и Великую Субботу. Дело в том, что традиция не служить литургию в будние дни поста пришла из византийской эпохи, очевидно, в связи с тем, что литургия является торжественной праздничной службой, а Великий пост – это время сугубого покаяния. Но чтобы не лишать верующих причастия в будние дни, по средам и пятницам, а также с понедельника по среду на Страстной седмице совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это особое богослужение, когда причащают Дарами, освященными в предыдущий воскресный день.

 - Как часто во время Великого поста нужно посещать богослужения и принимать участие в Таинствах?

- Если человек живет в ритме церковной жизни, для него не встает вопрос о том, как часто надо приступать к Таинствам. Лично я считаю, что при возможности причащаться можно и нужно каждый воскресный и праздничный день. Что касается богослужений, то желательно быть в храме в воскресные и праздничные дни, а также в особые дни Великого поста, во время которых читается канон Андрея Критского и житие Марии Египетской, на службах Крестопоклонной недели, Субботы акафиста и всего цикла Страстной седмицы начиная с Лазаревой субботы. Это удивительные богослужения, совершаемые лишь раз в году, и человек, который по той или иной причине отсутствует в храме, на мой взгляд многого себя лишает. Хотя причины отсутствия могут быть разными, и требовать от человека чисто механического посещения будет совершенно неправильно.

- Может ли человек молиться дома, а не в церкви? Ведь тот же покаянный канон Андрея Критского можно найти в молитвослове.

 - Молиться можно в любом месте – дома, в дороге и т.д. - никто этого не запрещает. Но церковная молитва является нашим совместным, общим деланием. В храме мы поддерживаем друг друга. Опять же, здесь играет свою важную роль и общая атмосфера: сам интерьер храма, свет лампад в полумраке, размеренное пение хора, который задает особый молитвенный и покаянный настрой. Мне кажется, что все это важно для человека и не только во время поста.

- Какой пост важнее - духовный или телесный?

- Полагаю, что не очень корректно ставить вопрос таким образом. Вот можем ли мы жить только в душе? Есть, спать, работать и получать зарплату в душе? Если человек существо душевно-телесное, значит пост должен касаться и души, и тела. С греческого языка слово «спасение» переводится как «исцеление», то есть в первую очередь это восстановление той целостности, которая разрушена грехом. Если выстраивать иерархию, то душевное, конечно, важнее телесного, но нельзя делать вывод о том, что важно только душевное, и нужно исключать телесное. Просто нередко мы встречаем крайность, когда человек постится только телесно, не думая о духовном. И здесь уместно будет вспомнить слова апостола Павла о том, что пища не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него (см. 1 Кор 8:8).

Уже сама попытка воздерживаться от чего-либо может обнаружить нашу зависимость от той или иной вещи. Можно дать себе конкретное задание на пост. Вот, у нас есть какая-то слабость, например, проведение длительного времени в социальных сетях. Давайте попробуем на время поста ввести на них ограничение или запрет. Если есть какая-то страсть, нужно уделить ей внимание и попытаться избавиться от нее или хотя бы ослабить. Если вы хотите наладить отношения с конкретным человеком, прекратить конфликт, то можете посвятить ближайший пост именно этой проблеме. В обычное время у нас на это не хватает сил, времени и желания, а в пост мы должны преодолеть в себе то, что отделяет нас от подлинных, правдивых отношений с Богом, близкими и с самим собой.

- Получается, что люди, которые не могут поститься телесно по болезни или другим причинам, постятся неполноценно?

- Это неправильная постановка вопроса, потому что таким образом пост сводится только к пище. Если человек не может поститься телесно, то духовная составляющая поста остается. Пост - это не телесное самоистязание, а прежде всего духовный подвиг. Больной человек уже несет подвиг болезни. Смиренное терпение своей болезни и будет являться телесным постом человека. Главное - не роптать на Бога и на ближних. А больному нужно соблюдать ту диету, которую назначил врач, и исходя из этих требований уже определять свою меру поста.

- Что Вы скажете о «синдроме постящегося»? Как его избежать?

- Когда человек начинает в чем-то себя ущемлять, бороться с какой-то страстью или привязанностью, то у него усиливаются и различные искушения. Ограничение - это ведь определенный стресс для души и тела, который порой выливается в агрессию. Случается, что на постящегося человека смотрят и говорят: «Лучше б ты не постился, чем был бы таким злым». Но злость и раздражительность не должны стать поводами для нарушения поста. Мы должны понимать, что время поста - это время духовных усилий и роста. Думаю, стоит посоветоваться с духовником или приходским священником насчет того, как именно соблюдать пост в таком случае. Если это семья, то в первую очередь нужно оговорить проблемы с членами семьи. Очень важно не забывать молиться Господу о том, чтобы Он наставил и вразумил нас.

- А если не получается избавиться от этого «синдрома», и ближние человека раздражают, значит ли это, что нужно на время прекратить общение с ними?

- Мне вспоминается история из жития одного оптинского старца. Некий купец пишет своему духовному наставнику-старцу: «Отче, благослови мне уволить непослушную служанку, потому что она меня раздражает». «Не благословляю, - ответил старец. - Она нужна тебе для того, чтобы ты воспитывал в себе смирение, кротость и не раздражался». Мы должны понимать, что в стерильной обстановке никакого духовного сдвига не произойдет, в покое наш гнев и другие страсти могут не проявляться, но это не значит, что их нет внутри нас. Не нужно пытаться избавиться от раздражителя, нужно в первую очередь найти проблему в себе. 

- Что должен делать человек в отношении себя и ближних во время поста?

- Главная наша немощь - это наш эгоизм. Если наша жизнь сфокусирована на самих себе, значит мы просто должны сменить фокус и посмотреть, чем мы можем помочь ближним. Это в принципе должно быть смыслом жизни христианина, но если мы не можем так жить постоянно, то хотя бы в пост обратим на это большее внимание.

- Как относиться к тем, кто не постится?

- Ни в коем случае не осуждать других людей. Поститься или нет - это выбор каждого человека, его личные отношения с Церковью и Богом, которые нас никак не касаются. Мы должны ко всем относиться спокойно и доброжелательно, будь то непостящийся христианин или вообще не христианин. Это касается не только вопроса поста, а жизни вообще.

- Какие типичные ошибки совершают люди во время поста и как их избежать?

- Когда мы делаем акцент на телесном посте в ущерб духовному, учим других вместо того, чтобы сконцентрироваться на себе, заставляем ближних поститься. Если ты постишься, то постись сам и будь для других примером, чтобы окружающие захотели тебе подражать. Но зачастую постящиеся люди вызывают у других обратную реакцию – испуг, раздражение и нежелание им подражать. Это касается не только поста, а христианской жизни вообще. Если мы живем так, что другие люди не хотят быть на нас похожими, то проблема в нас.  

- Что бы Вы пожелали тем, кто соблюдает Великий пост постоянно и тем, кто постится впервые?

- Тем, кто постоянно соблюдает Великий пост, хочу пожелать, чтобы с Божьей помощью у них получилось преодолеть какую-то страсть или решить какую-то проблему во время поста, чтобы это время прошло для них с пользой. Для тех, кто впервые будет поститься, я бы посоветовал подходить к посту без фанатизма. Новичкам я не рекомендовал бы сразу соблюдать весь устав. Лучше постепенно отказываться от каких-то продуктов, например, только от мяса, а потом уже и от молочной пищи, или держать строгий пост только первую и последнюю недели. Каждому нужно выбрать меру поста индивидуально, исходя из его духовного уровня. Хорошо, если человек может посоветоваться по этому поводу со священником, а если он постится не с Церковью, то нужно внимать себе, не срываться на ближних и не переусердствовать, чтобы потом не разочароваться.

- Спаси Господи, отец Сергий!