848

15 февраля 2017 года в праздник Сретения Господня епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в больничном храме святых Космы и Дамиана при 1-ой городской больнице. Накануне вечером владыка Арсений возглавил всенощное бдение в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

На Божественной литургии после причастия владыка Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что наименование праздника – «Сретение», по-русски можно выразить словом «встреча», хотя древнее название этого праздника Praesentatio Domini (лат. «Представление Господа»). В основе это праздника лежит евангельское событие, а именно - на 40-й день после Рождества Иосиф и Мария приносят младенца Иисуса в Иерусалимский храм для совершения положенных по Закону Моисея очистительных обрядов. И в храме Его встречает (откуда и происходит название праздника) старец Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Владыка отметил, что «из контекста Евангелия понятно, что старец Симеон провел долгое время в ожидании Христа и, вероятно, тяготился уже жизнью, потому что произнесенная им молитва звучит как вздох радости и облегчения». Владыка также подчеркнул, что «согласно одному древнему апокрифическому Евангелию, старец Симеон был священником Иерусалимского храма, и именно на него легла обязанность читать молитву благословения младенцу-первенцу, принесенному в этот день в храм. И он увидел то, чего ждал, вероятно, большую часть своей жизни. Он узрел пришедшего Спасителя, но не как, согласно распространенному представлению того времени, великого воина или властелина, который доставит земное могущество его народу, а как беспомощного младенца на руках у Девы Марии». И вместо положенного благословения младенца именем Господа Бога Израилева, он сам обращается к Нему с молитвой, к Господу и Богу, ставшему человеком. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29-32).

Но по своему существу, это евангельское событие продолжает, в более глобальном смысле, праздник Богоявления, и в древности этот день считался завершающим рождественский цикл праздников на 40-й день. Таким образом, все прошедшее время можно было назвать попразднством Рождества Христова. К тому же древнее название праздников Рождества и Крещения – Богоявление – раскрывает их основное содержание: это провозвестие о том, что Бог явился в мир, что произошла встреча Ветхого и Нового завета, Бога с человечеством, так ожидаемая на протяжении тысячелетий. По слову владыки, «беспомощный Младенец, лежащий на руках у Матери, знаменует начало эпохи Нового Завета, времени Церкви, времени спасения, когда уверовавшие и последовавшие за Христом становятся дочерями и сыновьями Божиими».

Владыка также отметил, что «у людей Ветхого Завета были неясные представления о том, что ждет человека за порогом этой жизни. И печать греха была не только на людях, живущих на земле, но и их загробная участь представлялась отнюдь не оптимистично. Потому и икона Воскресения, изображающая сошествие Христа во ад, показывает, что Он из самого ада выводит всех праведников, начиная от Адама и Евы, что Он Спаситель не только живущих, но и ушедших». Старец Симеон долго ждал этой встречи с Господом и теперь, предчувствуя это спасение, уходит в мир иной уже, по сути, с христианской надеждой. С надеждой встретить за порогом земного бытия Господа Иисуса Христа, пришедшего победить смерть, чтобы восторжествовала жизнь. «И это является уроком для всех христиан – как следует относиться к смерти. Ведь сколько бы мы не гнали от себя мысль о ней, рано или поздно мы все окажемся у этого порога, перед лицом вечности. И этот переход к вечной жизни должен быть подготовлен нашей жизнью со Христом и во Христе во время нашего земного странствия. Если у нас есть надежда, христианская добродетель веры, которая действует любовью в делах добра, милосердия и помощи ближнему, то каждый из нас может перешагнуть эту черту с такой же светлой уверенностью в ожидании вечной жизни со Христом, как это сделал старец Симеон Богоприимец», - закончил владыка свое слово.

После окончания богослужения, владыка Арсений прошел по палатам больницы и причастил больных Святых Христовых Таин.