Митрополит Лев совершил Литургию в церкви Святого Духа п. Пола

12 февраля 2017 года, в день празднования Собора Вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Лев в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в церкви Святого Духа поселка Пола Парфинского района.

После богослужения митрополит Лев обратился с проповедью к молящимся. Владыка отметил, что в Церкви сейчас идет подготовительный период к Великому посту: «Эти подготовительные дни учат нас тому, что мы должны в себе изменить, чтобы провести пост с пользой для своей души». Каждая неделя говорит об этом. Евангелие о Закхее учит о желании стремления к Богу. Евангелие о мытаре и фарисее призывает каждого к смирению и покаянию. Неделя о блудном сыне учит нас тому, что как бы человек не пал, Господь всегда рад его принять, ели он искренне раскается в своих грехах. Неделя о Страшном суде предупреждает нас, что в конце времен нас всех ждет Страшный суд и никто не знает, когда настанет час земной кончины и встречи с Богом. Поэтому всегда необходимо быть готовым. И наконец, неделя об изгнании Адама из рая говорит о том, что все, кто не раскаются в своих грехах, будут изгнаны. Эта неделя также называется Прощеным воскресением. В этот день в преддверии начала Великого Поста люди просят у друг друга прощения, чтобы с чистым сердцем войти в Великий пост. 

В завершение своего слова владыка отметил, что Великий пост - это время, которое заставляет нас задуматься о нашей жизни и навести в ней порядок, совершить покаяние. Покаяние в переводе с греческого означает изменение образа мыслей, т.е. изменение своей жизни. Владыка пожелал, чтобы в наступающем посту каждый человек смог принести достойные плоды покаяния и обратить свой взор ко Христу.

Затем владыка вручил архиерейские грамоты прихожанам, принимающим активное участие в жизни прихода.

После богослужения владыка посетил Детскую школу искусств д. Пола, где состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвященная царственным страстотерпцам. Гостиную подготовили учащиеся воскресной школы храма Святого Духа д. Пола совместно с учащимися Детской школы искусств д. Пола. Затем состоялась встреча владыки Льва с творческим коллективом Полавского дома ремесел и фольклора.

В этот день так же празднуется память трех Вселенских учителей и святителей:  Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. История этого праздника непростая: при императоре Алексее Комнине, который правил в конце веков в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов.  Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».    

Тогда святитель Иоанн Мавропод без промедления собрал народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января (по старому стилю), чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.