Епископ Арсений: Юродство – это один из труднейших путей святости

6 февраля 2017 года в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений возглавил Божественную литургию в храме блаженной Ксении Петербургской поселка Тёсово-Нетыльский. После Причащения было совершено славление с молитвой блаж. Ксении.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что святая блаженная Ксения Петербургская является одной из самых любимых святых русского народа. О ней нам известно, что она жила в XVIII в., была замужем, но когда ей было 26 лет, внезапно скончался ее муж Андрей Федорович без христианского напутствия – без исповеди и причастия. Это так потрясло Ксению, что она решила посвятить свою жизнь молитве о спасении своего мужа. Она отказывается от собственной жизни и принимает на себя подвиг юродства во Христе.

Юродство – это один из труднейших путей святости, путь видимого безумия, добровольного принятия всех поношений, тягостей нищенствующего жития ради Царствия Божия. Как подчеркнул владыка, «святые, которых мы называем блаженными, возможно, как никакие другие свидетельствуют нам о том, что слова Христа «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36) должны в каждом поколении осмысляться заново. Что Царствие Божие несоизмеримо с нашими представлениями о том или ином виде политического устройства, несоизмеримо и с нашей «благочестивой» обыденностью. Евангелие требует радикального изменения человеческой жизни, наполнения ее любовью к Богу и ближним, а не внешнего исполнения каких-то обрядов. Без всего этого главного все остальное теряет смысл».

Сущностью апостольского провозвестия было слово о Христе, благовестие о любви Божией: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И апостол Павел писал, что проповедь о Христе «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Уже в древние времена первые христиане казались безумными в глазах языческого мира только потому, что поверили Христу. А ведь в этом и заключается смысл жизни христианина – в глубокой вере, которая является не столько рациональным убеждением, сколько глубоким доверием Господу, Который имеет «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). И когда человек прикасается к опыту этой жизни, открытому ему во Христе, в Церкви, то он не может отказаться от него, даже если он и кажется странным или чудаковатым для внешних людей. Апостол Павел пишет, «мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10), но здесь, речь идет не об обычном человеческом безумии, а о том, как смотрит на проповедь о Христе мир, далекий от Бога, но который Бог любит и хочет спасти. Мир отвергает эту любовь, но Бог никогда никого не отвергает, Он терпеливо ждет обращения каждого человека.

«Святые Христа ради юродивые, как отметил владыка, являются максимально радикальными выразителями сути христианской веры – того, что Царство Божие и его законы любви не вмещаются в обыденные человеческие представления. И благодаря таким святым, как блаженная Ксения, люди могли задуматься над тем, как мы живем, раскрыть свое сердце навстречу Богу». Еще при жизни блаженной стало понятно, что она не просто какая-то бродячая, нищая женщина не в своем уме. Люди узнали в ней угодницу Божию, имевшую силу дерзновенной молитвы. И тогда, и сейчас каждый, кто обращался с искренней молитвой к блаженной Ксении, получал просимое.

Самый же главный урок, который мы можем вынести из жизни каждого святого – это подражание духу его жизни. Церковь знает множество путей и форм святости, но всех их объединяет одно, что должно объединять и всех православных христиан – безграничная любовь к Богу и ближним, способность поступиться своими интересами, ибо истинная любовь нацелена не на себя. Когда в сердце человека Господь, то и любовь его распространяется на все Его творение, если же на алтаре нашего сердца наше «Я», то мы далеко от Бога и ближних, и наша жизнь проходит впустую, не принося плода для Царствия Божия. Господь призывает нас и укрепляет на этом пути, но последуем ли мы по нему, зависит только от нас. Наша верность Ему может проявляться не только в экстремальных обстоятельствах, как это было у мучеников и Христа ради юродивых, и не только в храме. Каждый день нашей жизни, во всех обстоятельствах, в общении с нашими ближними мы призваны быть верными Богу и Его любви – это и есть начало подлинно христианского жития, – закончил владыка свое слово.