Епископ Арсений: Величие Закхея мытаря в том, что он проявил готовность изменить себя ради встречи со Христом

29 января 2017 года епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По прочтении Евангелия владыка обратился к прихожанам со словом.

Он отметил, что практически с сегодняшнего дня, когда на литургии звучит евангельский рассказ о Закхее, мы вступаем в подготовительный период, установленный Церковью пред началом Великого поста. В отрывках Священного Писания в эти воскресные дни Церковь раскрывает нам тему искания Бога, радости встречи с Ним, покаяния, смирения и молитвы – того, о чем необходимо нам задуматься на пороге Великого поста, чтобы достойно провести его, встретив чистым сердцем праздник светлого Христова Воскресения.

Итак, в сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о Закхее мытаре. В глазах правоверных иудеев мытари были предателями, так как собирали подати в пользу оккупационных властей Рима, при этом делая немалое состояние и для себя, наживаясь на горе простых людей. Закхей же являлся старшим среди них, можно сказать, начальником налоговой службы в Иерихоне. Он был невысокого роста, и, возможно, как часто это бывает в жизни, свой маленький рост он пытался компенсировать своим положением и начальственной властью над людьми. Мытарей чуждались и старцы, книжники и фарисеи, а простой народ их глубоко презирал. По сути своей, они были глубоко несчастными людьми. Как отметил владыка, «нынешнее Евангелие рассказывает нам, как в душе одного из этих мытарей происходит внутренняя перемена. Он услышал об Иисусе Спасителе, что Тот проходит через Иерихон. Возможно, он и раньше слышал о Христе от своих собратьев мытарей, слышал, как про Него говорили, что Он «друг мытарям и грешникам» (Лк. 7:34), что Он никого не отвергает и способен словом Своим придать жизни новый смысл, придать сил, оправдать перед Богом. И мытарь Закхей жаждет именно этого, когда не имея возможности приблизиться ко Христу из-за толпы, он влезает на дерево, чтобы оттуда из глубины листвы разглядеть хоть немного проходящего мимо Христа». И дальше происходит неожиданное – Христос останавливается у этого места, где на смоковнице сидит Закхей, словно Он и шел именно к нему, ведь, Он Сам о Себе говорит, что Он – добрый пастырь, пришедший для спасения даже одной заблудшей овцы, которую Он берет на Свои плечи, чтобы вернуть Отцу Своему. И Господь говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5), и тот, не помня себя от радости, слезает с дерева и радостно принимает Христа в своем доме.

Владыка подчеркнул, что «в этот великий момент преображения души человеческой, к сожалению, находятся люди, которые встают в морализаторскую позу, чтобы критиковать и осуждать. Упреки посыпались в адрес Христа, что к тому-де грешнику Он вошел в дом. Услышав все это, Закхей сумел выразить ту глубочайшую перемену, что происходила в его душе. По всей видимости, он и раньше начинал задумываться о своей жизни, о своем неправедном богатстве, что создано на горе и слезах простых людей. И именно эти покаянные мысли и привели его в сретение Христу, и достигают своего пика, когда он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8)». В ответ бывший мытарь (бывший, потому что, вероятно, уже ни римляне, ни сборщики податей не стали бы после этого терпеть его в своих рядах), слышит ободряющие и укрепляющие слова: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Эту тему будет развивать и апостол Павел в своих посланиях, что «верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3:7), что верующие – это не потомки его по плоти, а все те, кто подражает его вере и верности Богу.

«Это чтение заставляет нас задуматься о многом. Зачастую мы склонны понимать пример Закхея мытаря слишком поверхностно. Мы думаем о себе, что мы-то уж точно не такие великие грешники, как те мытари и блудницы, с которыми общался Христос, и если у нас есть и грехи, то мы в них успешно покаемся. Если мы кого-то и обидели в своей жизни, поступая неправедно, то стоит нам лишь изобразить покаяние перед аналоем с крестом и евангелием, как добрый Господь нас помилует и спасет. А происходит ли подлинная перемена в нашей жизни? Часто этот вопрос нас как бы и не волнует. Но именно эта перемены и есть самая сердцевина покаяния. Когда в нашей душе ощутимо происходит переход от тьмы к свету, от греха к праведности, от ненависти к любви, тогда это и есть подлинное покаяние, проповедником которого был Иоанн Предтеча, и которое возвещено нам Самим Христом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Урок и величие Закхея мытаря именно в том, что он проявил готовность действительно изменить себя, отвергнуть все греховное в жизни ради встречи со Христом, Который делает его, и может сделать каждого из нас, – новым человеком, человеком Царствия Божия», – закончил владыка свое слово.

Также по запричастном стихе произнес проповедь студент 4 курса Новгородского Духовного училища Мясников Николай.