692

18 января 2017 года епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение на праздник Богоявления в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью. 

Владыка отметил, что Господь в самом начале Своего служения приходит на Иордан как простой человек. В то время Иоанн Предтеча проповедовал близость Царствия Божия и покаяние, как основное условие вхождения в него. И люди шли к нему и принимали это крещение – погружались в воду в знак покаяния, омываясь не только телесно, но и духовно. Евангелие не дает нам прямого ответа, зачем безгрешный Господь, не имеющий нужды в покаянии, приходит на Иордан. Однако у евангелиста Матфея мы читаем, что когда Иоанн захотел воспрепятствовать крещению, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14), то Христос ответил ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Сам Господь усваивает этому событию серьезное значение, ведь оно ознаменовало начало Его проповеди, чудес, исцелений и возвещения Царствия Божия.

Владыка подчеркнул, что «Крещение Господне стало для Него началом крестного пути, приведшего Его на Голгофу, через Крест – к  Воскресению и Вознесению. Все эти стадии Своего пути Христос проходит не для Себя, а для нас – в этом основной смысл Его явления в мире». И событие, о котором Церковь вспоминает как о Крещении на Иордане, получило название «Богоявление». Бог явился в этом мире ради спасения людей, как поется в кондаке праздника: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». В своем «Слове на Богоявление или на Рождество Спасителя» Григорий Богослов говорит: «Вскоре потом увидишь и очищающегося в Иордане Иисуса — мое очищение, или, лучше сказать, через это очищение делающего чистыми воды». По мысли святителя, крещение Христа стало не только прообразом нашего рождения свыше в купели Крещения, но и началом преображения всего мироздания. Господь освящает воду, основную живительную стихию этого мира. Из Священного Писания мы узнаем, что воды могут быть созидательными, как при творении мира, но могут быть и грозными по повелению Божию, как воды Потопа. Господь же освящает воды, возвращая их к первоначальной чистоте  и предызображая будущее освящение всего мира, когда, по слову апостола Павла, «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

Владыка также отметил, что с праздником Крещения Господня, как ни с каким другим, связано большое количество суеверий. Самым распространенным из них является стремление людей, обычно малоцерковных или даже далеких от Церкви, непременно окунуться в прорубь в полночь этого дня. «Сам по себе этот обычай не является плохим или хорошим, но, следует прямо сказать, он не имеет никакого отношения к церковному пониманию праздника. Возможно, купание в проруби и полезно для здоровья, но оно никак не соотносится с тем евангельским событием, которое мы сегодня вспоминаем. <…> Некоторые верят, что купание в проруби омывает грехи. Но так ли это? На самом деле, мы “исповедуем едино Крещение во оставление грехов". Кроме того, для освящения нам даны таинства Покаяния и Причастия Тела и Крови Христовых – “во оставление грехов и в жизнь вечную”».

Другим заблуждением является неправильное отношение к самой святой воде – великой агиасме, когда ее принимают за магическую святыню, которая даже может заменить человеку Причастие и автоматически освящает человека. Святая вода – не магический амулет или оберег, это всего лишь стихия, восстановленная в первоначальном Божием замысле о ней, в ее чистоте и святости, когда Бог увидел, что Его творение «хорошо весьма» (Быт. 1:31). 

И еще одним суеверием, рожденным преувеличенно-благочестивым отношением к крещенской воде, является мнение, что ее можно принимать строго натощак. Церковный устав этого не подразумевает. Напротив, в нем говорится, что святую воду можно и должно принимать во всякое время, особенно, когда человек находится к каком-либо искушении или напасти. 

«Нам же следует помнить, прежде всего, о церковном измерении этого праздника, о том, что явление Бога в мире означает не только Его вхождение в историю, но присутствие Его и в нашей жизни. Он входит в нашу человеческую жизнь для того, чтобы уже сегодня, в этой жизни мы стали причастниками Его жизни, жизни Божией, жизни вечной», - закончил свое слово владыка.

19 января 2017 года епископ Арсений совершил в этом же храме обители Божественную Литургию. После чтения Евангелия владыка Арсений прочитал «Слово на Богоявление» свт. Иоанна Златоуста. После заамвонной молитвы духовенство и молящиеся прошли крестным ходом до Крестовоздвиженского храма Юрьева монастыря, где был совершен чин Великого освящения воды.