Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской епархии

Ныне всё наполнилось светом – небо, земля и преисподняя; да празднует же всё Божие творение восстание Христа, в котором мы утверждаемся.
(Канон Пасхи, песнь 3)

 

 

 

 

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сёстры!

«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!»(Пс.117,1). Он сотворил нам день спасения, в котором «веселие вечное» освящается любовью и благодарением «…День обычный сопровождается восхождением и захождением солнца. – Говорит блаженный Августин. - А в сей, другой, день сияет в сердцах верующих Слово Божие и прогоняет тьму не от плотских очей, а от души: тьму злых нравов. Сей-то день и почтим, в этот день да возвеселимся». Этот другой, Божественный день не измеряется движением небесных светил, он становится реальностью другой жизни, рождающейся в человеке от веры и любви. Воскресением Христовым побеждается тьма человеческой и дьявольской гордыни, побеждается суетность человеческих усилий построить мир благоденствия вопреки Богу. И не потому этот мир невозможен, что Бог как бы завидует человеческим успехам, а потому, что и Истина, и путь осуществления нравственной красоты, и сама жизнь явлены  во Христе Иисусе, Который и есть Жертва непорочная, принесённая за грехи мира. Можно ли создать что-либо ценное вне правды и истины? Разве устоит дом, построенный вопреки действующим физическим законам?

В Ветхозаветные времена, чтобы умилостивить Бога, приносились множественные кровавые жертвы, но и тогда уже самые духовно чуткие люди понимали, что истинная «Жертва Богу дух сокрушен, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс.50,19) Осознание своего несовершенства и  сокрушение о грехах является условием исцеления человека, так как сердце человеческое – главное сокровище его в очах Божиих. Оно не может быть лицемерным, но не должно быть и порабощённым. Чтобы быть вместилищем любви, оно должно быть свободно и без остатка отдано в исцеляющие руки Спасителя.

Бог, за предавшую Его тварь приносит в жертву более чем Себя - Своего возлюбленного и Единородного Сына. Какой же ответной жертвы ждёт Господь от человека? «Ибо жертвы и приношения бессловестных, - восклицает псалмопевец, - Он не восхотел и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил». (Пс.39,7).

Какой же дар или какую благоугодную Христу жертву мы можем принести в день Воскресения?

«Подражая святым принесём себя в жертву Богу – призывает нас авва Дорофей - а святые, живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, приносили себя в жертву «живую».  Апостол Пётр не имел ни денег, ни имущества, ни серебра, ни золота (имел одну сеть, и ту ветхую, как заметил святой Иоанн Златоуст) и, однако же, оставил всё – то есть все свои пожелания, всякое пристрастие к сему миру, так что если бы он имел деньги или богатство, то, очевидно, презрел бы и их и, взявши крест, последовал бы Христу. Вот каким образом святые приносили себя, как некий плод! Они умервщляли в себе привязанность к миру и жили для одного Христа и Его заповедей».

Для современного человека такой подвиг отречения от мира и от себя кажется абсолютно невозможным в силу проникновения цивилизации в самые сокровенные, даже потаённые монастырские углы. Да и не для каждого человека это возможно в силу погружённости в каждодневную жизнь с её привлекательными сторонами и ответственностью перед ближними, за дело, которое ему доверено, за Отечество, в котором родился. Так ведь и Христос в своей Первосвященнической молитве перед крестными страданиями говорил Своему Небесному Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».(Ин.17,15) Но как сохранить себя человеку от зла в этом мире, который распухает от потока пустой информации, пустых денег, пустых развлечений и пустых ценностей. Как уберечься от разъедающих сознание и душу образов тщеславия и глупости, властолюбия и пошлости?

Никакое воздержание и никакие запреты не спасут даже прибранный дом души, если она остаётся пустой, если не наполняется радостью и любовью в эти спасительные дни светлого Христова Воскресения. Но наполнять радостью нужно не только свою душу и любить не себя, а особенно тех, кто в этой любви нуждается больше всего.  «Отымите печаль у душ, удручённых скорбью, - обращается святой Григорий Нисский к своим современникам в день Пасхальной радости, - как Господь отъял умервщление от нашего тела, возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных,  пусть для всех цветёт, как цветок, красота праздника!» В эти спасительные, пылающие Божественной любовью и неземной радостью дни святитель обращает свой взор к тем, кто, казалось бы, в силу своего бедственного положения не может пережить светлый праздник, не может разделить со всеми радость, кто плачет в горе и страдает в болезнях или одиночестве.

«Если день рождения земного царя отверзает темницы, - восклицает он, - то неужели победный день Воскресения Христа не утешит скорбящих! Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас! Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни! В нём сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о Воскресении у всех будет одна господствующая мысль: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём»(IКор.15,32).

Праздник Воскресения Христова не в излишествах материальных удовольствий, от которых мы воздерживались во дни Великого поста. Это праздник совместной молитвы и общения, праздник победы над смертью, скорбью, унынием. Это победа веры над ощущением Богооставленности, потому что Воскресением Христовым мы возвращены в благодатные обители пребывания в Боге и с Богом. Потому так ужасно и постыдно для человека верующего вновь повергаться в нечистоты греха. «Но не стыд ли и не великое ли это бедствие, - сокрушается авва Дорофей, - если мы, после того как Господь Иисус Христос избавил нас из ада Своею Кровию, и мы это знаем, - вдруг опять сами себя ввергнем в ад?»

И святой Иоанн Златоуст, говоря о Крестном подвиге Спасителя учит: «Если кто-либо из неверных вопросит тебя: «Для чего был распят Христос?», - то ответь ему: «Дабы распять Диавола!»

Так и мы с Вами, дорогие братья и сёстры, освободившись Кровию Христовой от греха и смерти, не будем вновь становиться рабами Диавола, но в радости духовной вновь и вновь будем воспевать вечную песнь воскресения Христова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

 

Христос Воскресе!

 

+Лев

МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Пасха Христова

2012 г.