1111

Рождественское послание митрополита Новгородского  и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии. 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! Христос рождается, славите!

Во дни  императора Августа Октавиана, победившего в гражданской войне  сторонников  республиканской власти и своих союзников, вышло повеление сделать перепись населения по всей Римской империи. И из мало кому известного галилейского города Назарета в иудейский город царя Давида, вышли плотник  Иосиф и нареченная ему женою Мария для того, чтобы исполнить повеление земной власти. Она была в ожидании младенца и,  когда наступило время,  «родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2,7). Оба они были из рода царя Давида из города Вифлием.  Прошло около тысячи лет, но не забыли они своего Отечества. И исполнились через них Божественные обетования, прореченные ещё пророком Исаией: «…Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14).

Исследовав со своими советниками древние писания о рождении Мессии, царь Ирод, чтобы защитить свою власть, стремится погубить младенца, а пастухи, которым «Небеса поведали Славу Божию», исполняются радостью всех людей доброй воли о рождении  Спасителя мира.

Ныне настало время и нам с Вами, дорогие братья и сёстры, возрадоваться о рождённом Богомладенце. В этом мире страстей, мире бесчеловечной жестокости и жадности, в котором, казалось бы, есть всё для благополучного и добросердечного проживания всех, однако  мира нет.  Его, этот мир, приносит,  вселяясь в наши сердца, Христос. Правда,  чтобы не разрушить человеческую природу, Он ожидает от нас искренней веры и чистоты сердца. «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, - восклицает апостол Павел в послании к Ефесянам, -  от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3,14-17).

Но прежде, чтобы вселиться в наши сердца, Сын Божий соблаговолил волею Отца Небесного стать сыном человеческим. Как Невместимый мог сделаться вместимым через посредство плоти? Для чего соединяется несоединимое? Как может мыслиться «рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное со смертным?» - восклицает в своей проповеди на Рождество Христово святитель Григорий Богослов.

Наши предки  почти целое тысячелетие праздновали Рождество, вспоминая описанные в Евангелиях события, стараясь представить себя их участниками: шли со звездой, поклонялись с волхвами, светом радости озарены были с пастухами, с Ангелами воспевали славословие Богу. Всё это и многое другое запечатлелось в молитвах и нравоучительных сказаниях христианской культуры, возгревая в нас любовь к Богу, молитвенное горение, стремление к воздержанию и подвигу.

По словам святителя Григория Богослова  «…изобретатель греха мечтал быть непобедимым, уловив нас надеждою обожения, но сам уловляется покровом плоти…». Невозможно быть Богом без Бога. Нельзя, оперевшись на собственную случайность и никчемность, обрести хоть какой-то духовный смысл, доказать самому себе собственную значимость и заслуженность благоденствия.

Потому, как и в древние Ветхозаветные времена, с таким укором звучат и сегодня слова пророка:

«…производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте…» (Иер.22,3). «Горе тому, кто строит дом свой неправдою…, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его» (22,13).

Христос приходит в наш мир, далёкий от истинных нравственных идеалов, чтобы  мы вновь  обрели  достоинство, удостоверяемое  укоренённостью в Боге, который есть Любовь. «Кто возлюбил, - восклицает святитель Григорий Богослов, - тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог».

С горестью ветхозаветный пророк обращался к своим современникам: «…твои глаза и твоё сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие»  (Иер. 22,17). И мы, наученные собственной историей,  не должны забывать, что эти слова сказаны на все времена и обращены ко всем народам. Это - грозное предупреждение тем, кто не хочет слышать, кто не чувствует боли ближнего.

Христос родился, чтобы мы обрели, наконец, душевный покой и «дух мирен». Он родился в красоте и тишине созданного Богом мира. То, что кругом вражда, войны и ненависть,  есть ответственность людей, которые созданы свободными. Люди во имя этой свободы готовы убивать  и сами умирать, забыв, зачем она  им и как этой свободой пользоваться. Христос, своим снисхождением до грешного человека, умалением Своей  Божественности, хочет сказать, что свобода дана, чтобы любить и быть любимым.

«Царства земные! – восклицает древний псалмопевец, - Пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67,33-34).

И в эти светлые Рождественские дни мы собираемся в наших храмах словно евангельские палестинские пастухи, услышав,  как Небеса воспевают славу рожденного Богомладенца, чтобы восславить безмерную милость Божию и смиренную Деву Марию, до конца вручившую себя Промыслу Божию. Приходим в храм как в бедную Вифлиемскую пещеру, украшенную дарами волхвов. Здесь мы забываем бессмысленную шумливость внешнего мира, чтобы обрести мир Христов. Чтобы вместе с Ангельским хором прославить Бога!

 

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» 


Христос рождается - прославляйте Его!  Христос с Небес -  встречайте!

 

 +ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Рождество Христово

2016/2017 гг.

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15