1147

Студенты Новгородского духовного училища и слушатели катехизаторских курсов вместе с проректором по воспитательной работе епископом Юрьевским Арсением посетили экспозицию «Русская икона XI-XIX веков» в здании музея Новгородского Кремля. Экскурсию для студентов провела преподаватель Новгородского духовного училища Галина Столова.

По словам Галины Романовны, Новгородский государственный музей-заповедник обладает уникальным собранием древнерусской иконописи: «Экспозиция икон XI - XVIII веков - одна из самых значительных в России, в ней преимущественно представлены произведения, рожденные своеобразной, выдающейся духовной культурой Великого Новгорода. В первом зале выставки представлены древнейшие произведения, в их числе - образы первоверховных апостолов Петра и Павла середины XI века из Софийского собора, самая ранняя из дошедших до нас русских икон. Исключительно интересны две иконы святителя Николая: список XIII века с круглого чудотворного образа Николы Дворищенского и знаменитая икона, написанная в 1294 году мастером Алексой Петровым для храма Николы на Липне».

Как сообщила преподаватель Духовного училища, Новгородская художественная культура XIV века представлена в экспозиции иконами праздничного чина иконостаса Новгородского Софийского собора, выполненными греческими художниками по заказу архиепископа Василия Калики в 1341 году. В результате взаимодействия новгородской иконописи и византийской традиции в XIV столетии возникали выдающиеся произведения, такие как Благовещение со святым Феодором Тироном и образ Святых Князей-Страстотерпцев Бориса и Глеба из церкви Бориса и Глеба в Плотниках, Сошествие Святого Духа из Духова монастыря, Покров Богородицы из Зверина монастыря характерного новгородского извода и другие.

«XV век - время блестящего расцвета новгородской иконы», - рассказала Галина Романовна, - «Иконы праздников из церкви Успения на Волотовом поле, комплекс двусторонних икон - святцев Софийского собора (так называемых таблеток) - служат тому прямым подтверждением. Рубеж XV - начало XVI веков отмечен активным влиянием московского искусства. К этой эпохе относятся прекрасные иконы Страстей Христовых из Большого Софийского иконостаса 1509 года, написанные Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцем. Замечательным наследием трагического грозненского царствования является образ Богоматери Владимирской - вклад Феодора Сыркова в собор Святой Софии».

По мнению Галины Столовой, особое место в экспозиции уделяется иконостасным комплексам новгородских храмов, которые обладают необыкновенной красотой и полнотой иконографического состава. Одним из интереснейших ансамблей середины XVI века, по словам преподавателя Духовного училища, можно считать иконостас из церкви Петра и Павла в Кожевниках.

«Экспозицию новгородских икон невозможно посмотреть и осмыслить за один раз, не говоря уже о коллекции древнерусского резного дерева, а также прикладного искусства, выставляемого в Грановитой палате. Общение с великим наследством Русской Церкви должно стать доброй традицией», - в заключение подчеркнула Галина Романовна.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15