1060

17 декабря 2016 года на территории Десятинного монастыря благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев совершил панихиду по старице Марии Михайловне и Парасковье, в иночестве Елизаветы (Луполовой).

Богослужение сопровождалось пением камерного хора Покровского собора под управлением регента Юлианы Валаханович.

«В древнем Новгороде, в убогой келье Десятинного монастыря, с юных лет проживала глубокочтимая подвижница о Христе, раба Божия Мария», - пишет о старице Марии один из ее духовных чад Лукиан Трофимов. «В течение нескольких десятилетий просвещала она многих истинно верующих христиан, приезжавших не только из Новгорода и его окрестностей, но и из Петрограда, Москвы, Одессы и других городов России с жаждой обрести душевное успокоение и сподобиться беседы с безсребреной подвижницей и молитвенницей за прегрешения наши. Служить Богу Мария начала с детства. Около 30 лет с тяжелыми веригами на изможденном теле провела она в скитаниях по Тихвинским лесам, питаясь «волсцем и акридами», то есть – при нашем суровом климате – почти ничем. Потом ее случайно нашли пастухи и уведомили добрых людей о выдающейся жизни дивной подвижницы. В 1911 году Мария Михайловна заболела. Ее пособоровали в предположении скорой кончины. На вопрос, где ее похоронить, она ответила: «На Петровском кладбище, с мамой». Игумения и монахини были огорчены таким ответом и стали просить не оставлять обитель даже после смерти. Тогда старица, видя их скорбь, смиренно попросила похоронить ее с Парашей Сибирячкой, могилку которой никто не знал. Мария Михайловна заставила игумению «порыться в книгах» и поискать могилу. В скором времени сестры нашли место погребения Параши Сибирячки, над прахом которой, по указанию старицы, была построена прекрасная церковь в честь Старорусской иконы Божией Матери. В январе 1917 года скончавшейся Марии Михайловне был 108-й год от рождения. До последних дней она жила своими трудами: без очков шила белье для арестантов, больных и раненых воинов. Днем Мария работала, а ночь стояла на молитве, не снимая с себя железных вериг, врезавшихся в ее старческие плечи и грудь. Новгородская старица имела дар прозорливости и многие излечивались по ее святым молитвам».

В книге Н.Н. Кузьминой и Л.А. Филипповой «Десятинный монастырь в Великом Новгороде» о Парасковье Луполовой говорится следующее: «Создание предела в честь Старорусской иконы Божией Матери Рождественского собора Десятинного монастыря связано с похороненной там в начале XIX века девицей Парасковьей Луполовой -  дочерью отставного прапорщика Григория Луполова - прославившейся своей безграничной любовью к отцу, сосланному в Сибирь. Она проделала далекий и опасный путь, при этом, часть пешком, из сибирского городка Ишима в Санкт-Петербург к императору Александру I просить за невинно осужденного отца. Парасковья добилась его освобождения. Покровительство императорского двора сделало Луполову знаменитой. Ее приглашали в аристократические дома, ей посвящали стихи. Но после смерти отца она решила посвятить себя монашеской жизни. В 1809 году Парасковья, уже будучи больной чахоткой, перебралась из Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода в новгородский Десятинный монастырь, где несколько месяцев была послушницей. Она скончалась 4 декабря 1809 года в возрасте 20 лет».

Парасковья Луполова под именем Параши Сибирячки была воспета во нескольких литературных и музыкальных произведениях XIX века: романе французской писательницы Мари-Софи Коттен «Елизавета, или Ссыльные в Сибири», повести французского автора Ксавье де Местра «Юная сибирячка», пьесе Н.А. Полевого «Параша-Сибирячка» и одноименной опере Д.Ю. Струйского. Параша Сибирячка явилась прообразом Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15