976

Еще со времен Киевской Руси христианство стало неотъемлемой частью русского народа. Люди посещали церковь, молились перед изображениями Господа, Богоматери и святых. Икона являлась важным атрибутом христианской жизни, и в каждом доме был "красный угол" с писаными иконами. Сейчас, конечно, такая традиция сохранилась, но не у всех, и понятия об иконах у современных людей бывают разные. 

Для кого-то икона - это образ святости, для кого-то - дань традиции, а для кого-то - просто произведение искусства. Для искусствоведа Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода Галины Столовой икона - это предмет интереса и любви всей ее сознательной жизни, поэтому она с радостью рассказала нам о том, что такое икона и каково ее значение в нашей жизни.

- Галина Романовна, известно, что немногие люди понимают истинный смысл иконы и то, как Церковь ее видит. Расскажите, что такое икона и для чего она нужна?

- Это очень серьезный вопрос, на него сложно ответить в нескольких словах. Икона («образ» в переводе с греческого) предназначена для молитвенного общения с тем, кто на ней изображен, чтобы через образ мы воздавали честь первообразу, как сформулировала это святоотеческая традиция. Церковь понимает икону как свидетельство воплощения Бога - Христа. В Ветхом Завете существовал запрет изображать Бога, т.к. он был невидим, и любое изображение его было бы ложно. Воплощение Сына Божьего, обретшего ради спасения людей видимую и осязаемую человеческую плоть сделало Его изображение не только возможным, но и необходимым, как свидетельство этого радостного для людей события.

- Но ведь на иконах изображают не только Бога, но и Богородицу, святых. С чем это связано?

- C утверждением необходимости изображать Спасителя утверждалась и необходимость изображать Его земную Мать, Богородицу, а также события Священной истории и святых, которые в служении Богу стяжали благодать. Но, чтобы быть свидетельством о воплощении, все, изображенное на иконе, должно было быть исторически достоверным. И, конечно, нужно было изобразить святых и Богородицу так, чтобы смотрящий смог увидеть в их ликах образ самого Христа. Иконописцу нужно было показать то обожение, которое они обрели, открыть спасительный, вечный смысл в реальных, протекших во времени событиях Священной истории.

- Каким образом иконописцам удавалось показать это обожение?

- Для этого Церковь использовала, «воцерковила» существовавшую живопись древнего мира и были выработаны никогда ранее не виданные художественные приемы, дающие возможность раскрывать в изображенном духовное, преобразующее плоть и весь тварный мир, начало. Именно это мы называем иконописным каноном. 

Таким образом, икона изначально имеет вероучебный смысл, она несет истину о Спасителе, Божьей Матери, святых, евангельских и библейских событиях, является неотъемлемой частью жизни Церкви и ее богослужения. Древнерусский летописец писал: «Если язычник попросит показать ему христианскую веру, его надо отвести в храм и показать иконы святых».

 - В чем разница между рукописной иконой и литографической копией? Считаете ли Вы, что в рукописную икону мастер вкладывает свою душу?

- Безусловно, любой настоящий художник вкладывает душу в свое произведение, но для создания иконы необходимы: личная вера, личный духовный опыт и, разумеется, профессионализм. Если икона плохо написана даже глубоко верующим, но не умеющим это делать человеком, она станет оскорблением того, кто на ней изображен.

Что касается литографических копий - этот вопрос беспокоил Русскую Церковь еще в начале XX века, в основном из-за духовного и материального обесценивания иконы. Главная же опасность заключается в тиражировании и широком распространении крайне плохих с художественной и духовной точки зрения образцов. Но в сегодняшней реальности очень немногие могут позволить себе купить или заказать писаные иконы и, конечно же, можно молиться перед печатными «образами». Церковь не ограничивает материал, из которого сделана икона, имеет значение ее соответствие своему высокому предназначению. Тем более, что современная полиграфия дает возможность иметь дома или в храме копии великих произведений иконописи и молиться перед ними.

- Чем икона отличается от фотографии? К примеру, у нас есть фотографии новомучеников. Можем ли мы молиться, взирая на фотографию? 

- На иконе святые изображены в их преображенном, «обоженном» состоянии, когда они пребывают в вечной жизни. Фотография же фиксирует сиюминутное состояние земной жизни: облик, возраст, настроение. Фотография святого не является  иконой. Вместе с тем фотографии новомучеников  для нас представляют собой бесценное свидетельство их реального облика, необходимое  для создания иконного образа. И, конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы иметь дома фотографии святых, если мы их любим и они нам дороги. Как все мы храним фото близких людей.

- Галина Романовна, какая икона особа близка лично Вам и почему?

- Трудно ответить, таких икон много, но прежде всего, наверное, это образы Богородицы - Владимирская и Знамение. Есть домашние иконы, имеющие особое значение - икона святого Никиты Новгородского в связи с историей моей семьи, литой образок преподобного Сергия Радонежского как память о моем духовном отце.  


--цитата--
«Чтобы правильно и глубоко воспринимать икону, современному человеку надо учиться так же, как и для того, чтобы понимать церковные богослужения» 
Галина Столова 


- Что означает символика в иконах? 

- Православная икона в целом глубоко символична. Само слово символ, (в переводе с греческого - «знак»), когда-то в Древней Греции обозначало специально разломанную на части табличку. Люди, связанные отношениями наследственной дружбы, соединяя части таблички в одно целое, узнавали друг друга. Вот так символизм иконы соединил две реальности - духовную и материальную, небесную и земную. Фон иконы являет собой картину преображенного мира и напоминание о конкретном историческом месте действия: постройки, горки, деревца и т.п. Богородица на иконах одета в одежду, которую Она носила при жизни: в платье и покрывало – мафорий. Цвет Ее одежд, пурпурный и синий, и алые сапожки символизируют небесную царственность, а на мафории сияют три золотые звезды - знаки Ее вечной девственности: до рождества, в рождестве и после рождества. Чтобы правильно и глубоко воспринимать икону, современному человеку надо учиться так же, как и для того, чтобы понимать церковные богослужения.

- Известно, что есть необычные иконы, где части тела настолько непропорциональны, к примеру, слишком большие глаза, что это вызывает противоречивые эмоции у людей. Вы с этим сталкивались? Что это значит?

- Да, иногда в иконах встречаются нарушения пропорций, это продиктовано как раз желанием изобразить человека духовно и телесно измененным, глаза - зеркало души - часто пишутся преувеличенно большими, обращенными к Богу, видящими Его, или же пристальные взгляды огромных глаз обращены к молящимся, проникая в их души.

 - Известно, что раньше была практика писать мерные иконы в полный рост человека с изображением его небесного покровителя, а также небесных покровителей все семьи. Пишут ли сейчас такие иконы? Какие практики есть в настоящее время?

- Мерные иконы обычно писали при рождении ребенка, их высота была равна росту новорожденного, на них был изображен святой, в честь которого крещен ребенок, его небесного покровителя. Эта практика очень распространена в современной России. Есть даже иконописные мастерские, специализирующиеся на написании мерных икон. Также по-прежнему, следуя древней традиции, люди хотят иметь икону своего святого с изображенными на полях святыми, соименными членам их семей, - как живых, так и ушедших. Перед такими иконами легче молиться о своих близких, и эти почитаемые в семье святые постоянно присутствуют в доме.


--цитата--
«Я могу свидетельствовать, что действительно существует необъяснимое никакими физическими и химическими процессами, непостижимое для человеческого ума явление мироточения» 
Галина Столова 


- Существует мнение что чудо мироточения икон - это фальсификация или просто химическая реакция. Как бы Вы на это ответили?

- Вместе со своими коллегами мне доводилось проводить освидетельствование икон для установления возможности каких-либо материальных причин появления на их поверхности капель или струек жидкости или маслянистого вещества, напоминающего миро. Я могу свидетельствовать, что действительно существует необъяснимое никакими физическими и химическими процессами, непостижимое для человеческого ума явление мироточения. В последние десятилетия таких случаев в России много, в том числе и в храмах и монастырях Новгородской епархии, например, в Варлаамо-Хутынском монастыре. Очень сложно понять, что говорит нам Господь через подобные явления, иногда они, по-видимому, обращены к конкретному человеку, иногда - ко всей стране.


--цитата--
«Икона как материальный предмет чудес творить не может. Чудеса творит Господь» 
Галина Столова 


- Какие еще чудеса, связанные с иконами Вы знаете? Были ли какие-то из них в Вашей жизни?

- Историями чудотворения от икон полна древнерусская литература - летописи, сказания о чудотворных иконах. Множество таких свидетельств записано в XVIII-XX веках и мы большинство из них знаем. Это исцеления от болезней по молитвам перед иконами, спасение городов от нашествия врагов, предотвращение братоубийственной розни, указание людям жизненного пути и многие другие чудеса. Я знаю, что все это происходит и сегодня по вере людей, обращающихся через образ к первообразу. Божия Матерь отвечает на прошения, обращенные к Ней через иконы. Но важно помнить, что икона как материальный предмет чудес творить не может. Чудеса творит Господь.


--цитата--
«Каждый человек, живущий в нашем городе, просто обязан сходить в Новгородский музей, где выставлена богатейшая коллекция новгородских икон, и увидеть удивительные фрески XII века церкви Спаса на Нередице и Благовещения в Аркажах, фрески церкви Спаса на Ильине» 
Галина Столова 



- Известно, что новгородская древняя иконопись очень ценится в России. Подскажите, в какие храмы Великого Новгорода Вы бы посоветовали сходить и какую иконопись посмотреть? О чем должен знать каждый новгородец?

- Прежде всего, каждый новгородец должен знать, что он живет в городе с великой духовной историей. Исторические судьбы Новгорода сложились так, что в нем больше, чем в других городах России сохранились древние свидетельства этой истории. По своему значению Новгород сравним с крупнейшими центрами христианской культуры мира. В первую очередь надо посещать, и не единожды, Софийский собор, один из древнейших храмов Руси, обладающий воистину драгоценными фресками и иконами XII-XVII веков. В их числе чудотворная икона Богоматери «Знамение». Но кроме действующих храмов каждый человек, живущий в нашем городе, просто обязан сходить в Новгородский музей, где выставлена богатейшая коллекция новгородских икон, и увидеть удивительные фрески XII века церкви Спаса на Нередице и Благовещения в Аркажах, фрески церкви Спаса на Ильине, созданные выдающимся византийским художником Феофаном Греком, росписи XIV столетия в церкви Феодора Стратилата на Ручью, и это еще не полный перечень. Эти храмы не действуют сегодня, но в них мы видим высочайшие примеры искусства Русской Церкви, приобщаемся к духовному опыту наших предков.

- Какие вопросы об иконах чаще всего задают Вам люди?

- В основном о богословском смысле иконы, ее символике, об отношении к фотографиям. Очень много задают вопросов по иконографии Богородичных икон. Люди спрашивают о том, как и почему называется та или иная икона Богоматери. Бывают смешные вопросы, к примеру, «что означает прическа Апостола Петра». 

- Какие свои проекты считаете лучшими? 

- Мне очень дороги годы работы в Музее имени Андрея Рублева в Москве и участие в реставрации фресок Спаса на Нередице и икон Софийского собора в Новгороде. А в целом, мне дороги все иконы, которые я когда-либо реставрировала. Я постоянно благодарю Бога за профессию, открывающую возможность близко соприкоснуться с поразительным миром древнерусского искусства. 

- Спаси Вас Господи, Галина Романовна, за ваши труды и интересное интервью.