1122

27 ноября 2016 года епископ Арсений совершил Божественную литургию по случаю престольного праздника в церкви святого апостола Филиппа. Накануне вечером здесь же владыка Арсений возглавил праздничное всенощное бдение.

В 60-х годах после закрытия Никольского собора церковь апостола Филиппа стала единственным храмом города, в котором совершались богослужения. «Храм был неустроен, в нем еще было печное отопление, - вспоминает протоиерей Софийского собора Виктор Петернев, который в 70-е служил в церкви апостола Филиппа дьяконом, - но, несмотря на это, народу всегда было много. Часто во время богослужений люди стояли и молились на улице, потому что церковь всех не вмещала. В связи с этим руководству храма приходилось выставлять на улицу колонки, чтобы транслировать ход службы для остальных молящихся». По словам отца Виктора в храме в то время совершалось по четыре Литургии в день, поэтому атмосфера там до сих пор особая, «намоленная». «В церкви апостола Филиппа были очень сильные молитвенники и проповедники: протоиереи Иосиф Потапов, Анатолий Малинин, Александр Ильин и другие. Они проповедовали доходчиво, используя молитвенные фразы. За каждым богослужением священникам приходилось находить такие слова, которые тронут сердца людей, потому что кроме них больше некому было сделать этого в то время. Благодаря таким проповедникам город становился благочестивым», - говорит отец Виктор.

В день праздника в храме апостола Филиппа по отпусте Литургии был совершен молебен перед иконой святого апостола. По окончании молебна епископ Арсений обратился к прихожанам с проповедью.

Владыка отметил, что в сегодняшнем евангельском чтении на Литургии евангелист Лука повествует нам, что некий законник подошел ко Христу и, искушая Его, спросил о том, что ему делать, чтобы спастись. И Господь дает простой ответ, такой, какой мог дать любой благочестивый иудей того времени: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Но книжник, «желая оправдать себя», задает новый лукавый вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29), будучи уверен, что заранее точно знает ответ, ведь для всех людей Ветхого Завета ближними были, прежде всего, иудеи – единокровные и единоверные им. И в ответ на этот вопрос Христос предлагает притчу о милосердном самарянине.

Некий иудей путешествовал из Иерусалима в Иерихон, и по пути на него напали разбойники. Они забрали у него его имущество и оставили израненного умирать на дороге. И вот мимо проходили служители храма: священник и левит, единоверные ему люди, которые должны были бы придти на помощь, но, как часто это бывает, они прошли мимо, проявив равнодушие и бессердечие. На помощь же пришел ему самарянин. В Евангелии слова о самарянах мы встречаем несколько раз, можно вспомнить, к примеру, беседу Христа с самарянкой у колодца Иакова, и ее слова удивления, когда Он просит у нее пить: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Ведь, для иудеев того времени, слово «самарянин» было синонимом отступника, грешника, еретика. Владыка подчеркнул, что «когда-то они принадлежали вместе к одному народу израильскому, но лишились своего царства и смешались с язычниками, и хотя сохранили веру в Единого Бога, почитали Закон Моисеев, но переняли и многие обычаи язычников. И иудеи презирали самарян больше, чем кого-либо». И именно самарянин приходит на помощь несчастному, не смотря на то, что тот иудей. Самарянин видит в несчастном не «иудея», а человека, нуждающегося в помощи. Он отвозит его в гостиницу и оплачивает его лечение и содержание. И вот Христос задает ответный вопрос: «Кто… был ближний попавшемуся разбойникам» (Лк. 10:36)? И тут книжник, избегая ненавистное ему слово «самарянин», все же вынужден признать: «Оказавший ему милость», на что получает заключительный ответ: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Владыка отметил, что «в этой притче Христос раздвинул границы тех, кто считается ближним, отныне это не только тот, с кем ты связан одной верой и народом, но это любой человек, нуждающийся в нашем внимании, сострадании и помощи». В милосердном самарянине мы легко видим образ Христа. Дела самарянина – это образ той любви, которой Господь возлюбил каждого человека, независимо от его достоинств и происхождения, это та любовь, которая не знает границ. Но нам трудно увидеть в самарянине себя, а, между тем, этот пример Христос дал для нас, чтобы мы следовали ему.

Владыка Арсений также подчеркнул, что «мы родились в очень сложное время, когда безбожная власть пыталась искоренить веру и те нравственные начала, которые она укрепляла. Нас учили больше ненавидеть, чем любить, не верить, нежели верить. И эта привычка ненавидеть укоренилась в нас, мы готовы ненавидеть многих, вместо того, чтобы открыть свое сердце призыву Господа быть милосердными, как тот самарянин». Слава Богу, мы не каждый день сталкиваемся с ситуацией, когда нужно помочь умирающему на дороге, но каждый день мы общаемся с людьми и то, как мы с ними обходимся, что говорим и как поступаем, показывает кто мы на самом деле. «Становимся ли мы свидетелями Христа и Его любви в мире, или, укрываясь маской равнодушия, готовы пройти мимо страждущего, копим злобу или обиду в своем сердце по отношению к ближним? Если верно последнее, то у нас еще нет права называться христианами», – как отметил владыка. Когда человек говорит, что любит Христа, но не может кого-то простить, то он далек от того, чтобы быть христианином. Любовь, которую заповедал Господь, это бесценный дар, но он не дается без труда. Но сделать первые шаги на пути к ней – в наших силах. Мы должны быть готовы протянуть руку помощи, даже если мы не хотим этого делать. И это необязательно всегда должна быть помощь материальная. Молитва, душевное участие, и даже доброе слово – не менее важны. Но часто лукавое сердце ищет оправдания: «Я люблю только тех, кто этого достоин: своих близких и друзей я люблю, остальных нет; православных я люблю, а вот остальных нет; или русских я люблю, а всех остальных людей нет». Если мы следуем такой логике, то мы далеки от Христа.

Как особо подчеркнул епископ Арсений, с завтрашнего дня мы вступаем в Рождественский пост, чтобы приготовить свое сердце к встрече родившегося Спасителя. «Часто бывает, что постное время становится для нас временем какого-то отчуждения, раздражения и злобы ко всему непостящемуся с нами человечеству, особо к тем, кто живет с нами под одной крышей. Если так происходит, то будем честны с собой – это не истинный пост, такой пост не нужен ни нам, если мы исполняемся злобой к остальным людям, ни Богу. Ведь, пост – это не воздержание от пищи и питья, а возрастание в добродетели». Потому пост не должен нас обременять, не должен препятствовать нам находить общий язык с Богом и людьми, а, напротив, помогать нам в этом, окрылять. Не случайно ведь молитву и пост часто сравнивают с двумя крыльями души, которая возносится к Богу.
Владыка отметил, что «важно понимать, что для каждого человека есть своя мера поста, Церковь дает лишь общие рекомендации. Это понимание поможет избежать многих ненужных ссор с людьми. К людям с малым достатком, учащейся молодежи, беременным и кормящим женщинам, больным нельзя применять пост во всей полноте требований. Им нужно, по всей видимости, с благодарением Богу принимать в пищу то, что посылает Господь в этот день. Те же, кто имеет какой-то достаток и здоровье, должны быть более требовательны к себе в этом отношении». Мерилом поста для всех могут служить слова святителя Иоанна Златоуста, по мысли которого, в пост люди не должны тратить на еду больше, и не должны потреблять больше пищи, чем в непостное время, а наоборот меньше, и освободившийся тем самым остаток давать неимущим. Это будет пост в духе Евангелия, пост, который поможет нам идти по пути доброделания, зароняя в наши сердца семена любви. Погоня же за дорогими «постными» продуктами, обессмысливает саму идею поста. «И самое важное: нам необходимо возрастать в своем христианстве за рамки одного лишь обрядового благочестия, руководствоваться Евангелием как словом жизни. Пусть же руководящим принципом всей нашей жизни, особенно в предлежащее время, станет для нас не дотошное исследование этикеток на продуктах на предмет поиска скоромного, а слова Христовы из сегодняшней притчи: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37), – закончил владыка свое слово.