Протоиерей Александр Ранне о Рождественском посте: Пища не оскверняет человека, его оскверняет грех

28 ноября наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово и на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляет председатель епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Софийского собора Александр Ранне.

– Отец Александр, прежде чем говорить о Рождественском посте, расскажите, что такое пост и для чего он нужен?

– Пост – это внутреннее делание человека. Когда мы читаем Евангелие, особенно Нагорную проповедь, мы видим, что Христос все заповеди сводит к внутренней жизни человека. А в современном мире, наполненном постоянной суетой и проблемами, трудно полноценно жить внутренней жизнью. И во время поста Церковь предлагает человеку отложить все суетное, ненужное и сосредоточиться на душе. С точки зрения святоотеческого учения это имеет большое значение для периода перед каким-то церковным праздником. Пост – это прежде всего внутренняя подготовка человека к какому-то событию. Смысл событий церковного года – это встреча с Богом. Поэтому мы должны подготовиться к встрече с Господом, освободив место в своей душе для Него.

–Каким образом мы можем это сделать?

– Когда мы любим ближних и живем для них, то приглашаем в свое сердце Христа. Когда мы отходим от лишних суетных дел, молимся и каемся в грехах, то освобождаем место в душе для Господа. Во время поста Церковь призывает нас усиленно бороться со своими страстями, больше думать о Боге, чаще бывать в церкви и причащаться Святых Христовых Таин, а также читать духовную литературу. Да и вообще, постоянно размышлять о своей жизни и грехах, делать добро ближним. Конечно, делать добрые дела по заказу очень трудно, но нужно заставлять себя. Если человек поступит так, то это будет уже его маленький подвиг. Все это и складывается в цели поста.

– В честь чего установлен Рождественский пост и каково его значение для нас?

– Рождественский пост появился достаточно поздно, потому что поздно возник сам праздник Рождества. До конца III века Рождество и Богоявление были единым праздником, которому предшествовал однодневный или трехдневный пост. В те времена о важности празднования Рождества Христова как отдельного праздника говорил еще святой Григорий Богослов, ведь значение Рождества – это тоже Богоявление, т.е. явление нам Господа воплоти. Само Рождество появилось в конце III–  начале IV века в Риме и постепенно распространилось на восточную часть Римской империи. Праздничный пост длился 7 дней. Такая традиция соблюдалась на протяжении примерно 6-ти столетий. Сорокодневный пост перед Рождеством Христовым появился в 1166 году при Константинопольском Патриархе Луке Хрисоверге и византийском императоре Мануиле.

–Какие ограничения в пище будут во время этого поста?

– По традиции мы отказываемся от мясной и молочной пищи. Но я бы сказал, что воздержание в пище –это личное дело каждого посятщегося. Каждый человек индивидуально определяет строгость своего поста в зависимости от состояния своего здоровья и характера деятельности. Раньше вообще все начиналось с однодневных-трехдневных постов, когда люди вообще ничего не ели и не пили, но тогда они не знали и о болезнях, при которых вредно такое воздержание…Так что мы должны стараться быть строгими к себе, но все должно быть по силам.

– Всвязи с этим хочу спросить, нужно ли исповедоваться, если нарушил пост?

– Могут быть разные ситуации: вдруг пригласили на день рождения, а вам не хотелось выделяться и вы поели немного больше или, скажем, чего-то очень захотелось и вы соблазнились… Вот в этом случае, наверное, надо исповедоваться. А когда нарушение поста было продиктовано определенными обстоятельствами, то тут я скажу так: пища не оскверняет человека, его оскверняет грех. Вообще, каждый человек сам для себя определяет, согрешил он или нет, никто не может решить это за него.

– Скажите, кому можно не воздерживаться от скоромной пищи?

– Конечно же детям, их нельзя заставлять ничего не есть. А что касается взрослых людей, это должно быть продиктовано состоянием их здоровья. Есть, к примеру, такие болезни, при которых человеку необходимо употреблять молочную пищу. Если человек не может соблюдать пост, значит не надо губить свое здоровье, а можно больше помолиться, сделать дополнительное доброе дело. 

– Нужно ли брать благословение на послабление в посте?

– Это по желанию. Когда на исповеди человек говорит, что по состоянию здоровья он вынужден нарушать пост, то никто из священников не будет его ругать за это.

– А для студентов и людей, у которых тяжелый умственный и физический труд, предусматриваются послабления?

– В свое время, когда я учился в духовной семинарии, даже в Великий пост, кроме сред и пятниц, разрешалась рыба. Так что послабления есть, но не всем. К примеру, у монахов все гораздо строже. Когда-то я вычитал интересный случай в «Церковных ведомостях»: в конце XIX века в Почаевском монастыре монахи строили каменную стену. Это строительство сопровождалось тяжелым физическим трудом и до Священного Синода дошло, что монахи едят мясную пищу. Тогда Синод спросил причину послабления. Монахи ответили, что причиной является трудоемкое строительство стены. Интересен был ответ Синода: мясную пищу запретить, а присылать им из Астрахани соленых осетров.

– Отец Александр, некоторые считают, что ограничение в пище является главным во время поста. Так ли это?

– Пост телесный должен быть уравновешен с постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить, если мы, воздерживаясь от пищи, думаем о своем превосходстве над теми, кто не постится. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек и прощением обид. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Пост – это не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

– Пытаясь скрасить время поста, некоторые из православных начинают готовить разнообразные вкусные блюда из постной пищи. Как вы к этому относитесь?

– По этому поводу еще в IV веке святой Иоанн Златоуст сказал: человек, который экономит на еде во время поста должен отдать эти деньги на помощь нуждающимся. Но зачастую случается так, что в постные дни мы тратим больше денег на еду, чем в обычные. Мы забываем, что пост – это всегда самоограничение и борьба со своими страстями, в том числе со страстью чревоугодия. К тому же время, которое мы проводим на кухне за приготовлением разнообразных блюд, лучше потратить на молитву и общение с ближними.

– Скажите, нужно ли детям поститься? Если да, то как?

– Все дети развиваются по-разному, поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. В целом скажу, что от мясной пищи им можно воздерживаться в какие-то дни, но в то же время нужно думать о их здоровье. Если дети ходят в сад или школу, то им ведь не готовят какую-то особую еду, так что соблюдать пост для них затруднительно. Очень важно постепенно приучать детей к ограничению в использовании компьютера, телевизора, в играх и т.д. Вместо этого нужно дать детям хорошие книги, больше с ними беседовать, рассказывая Евангельские притчи и жития святых в доступном изложении. Также можно обратиться к произведениям русской художественной литературы. Почему бы во время Рождественского поста не сесть с ребенком на диван и не почитать ему рассказ «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, и не обсудить его потом? В русской литературе много так называемых святочных рассказов. Вообще, в посте, как и в остальном, для детей очень важен родительский пример.

– Отец Александр, какие развлечения можно позволить себе в пост?

– Исходя из моих детских воспоминаний, в дни постов, особенно Великого, родители пытались отвлечь нас от развлечений. Мы не ходили на школьные праздники, нам старались не включать телевизор. В посту лучше отказаться от развлечений. Для таких мероприятий есть много других дней в году. Хотя, надо понимать ради чего человек что-то делает или не делает. Если он не пойдет в театр, а будет праздно лежать на диване или ругаться со своей супругой, то в таком ограничении нет смысла. А если он займется чем-то полезным, скажем, посетит больного человека, сделает уроки с ребенком, помолится или в храм сходит, то это совсем другое дело. Ведь тут запрет не ради запрета, а ради того, чтобы оставить себе время на что-то полезное для души!

– Все мы знаем, что на Рождественский пост выпадает время новогодних праздников. Можно ли православному христианину праздновать светский Новый год? Если да, то как?

– В нашей культуре с советских времен сложилась традиция встречи Нового года. Вообще, Новый год – это, возможно, самый древний из всех праздников, которые мы сегодня знаем. Он был еще у древних египтян, шумеров и иудеев. К сожалению, в связи с коллизиями нашего календаря получается, что этот праздник приходится на время поста, но Епархиальными архиереями благословляются некоторые послабления для людей. Можно сесть за праздничный стол со скоромными кушаньями, выпить шампанского и посмотреть праздничные передачи по телевизору. Самое главное – это не грешить, не объедаться, не напиваться, не утанцовываться и не сидеть всю ночь перед телевизором. Лучше поспать и пойти с утра в храм на молебен. У некоторых людей есть очень хорошая традиция – причащаться в первый день нового года. И это можно только приветствовать.

– Есть люди, у которых именины и дни рождения выпадают на Рождественский пост. Как отмечать эти дни?

– Так же, как и Новый год – сдержанно. Если хотят пригласить близких, пусть делают стол и приглашают. И постное выражение лица необязательно.

– Как понять, что пост проходит не зря? Что человек должен чувствовать?

– Вот не надо перед собой ставить таких задач. Это уже магизм какой-то. Дело в том, что мы никак не можем нашими постами и молитвами заставить Бога сделать то, что мы хотим. Мы должны только подготовить себя к встрече с Богом. А коснется нас благодать Божья или нет – это уже не в нашей власти. Надо порадоваться тому, что после поста наступит праздник Рождества Христова, мы придем в церковь и будем поздравлять друг друга. Все должно быть естественно, а не нарочито. Этот праздник мы отмечаем каждый год и ничего сверхъестественного ждать не нужно.

– А если человек начинает поститься и становится раздражительным, злым, то значит пост ему не на пользу? Что делать такому человеку?

– Если человек становится злым и раздражительным, это не значит, что от поста надо отказаться. Если страсти выходят наружу, значит нужно обратить на себя внимание и подумать: что-то со мной не ладно. Нужно, наоборот, быть сдержаннее, больше молиться, молчать и постараться научиться справляться с собой. Во время поста Бог приближается к нам, а наше внутреннее существо не соответствует этому свету. Надо заботиться о своей внутренней жизни.

– Что Вы посоветуете людям, которые в первый раз собираются поститься? С чего им начать?

– Помолиться, чтобы Господь укрепил их, и начать поститься.

– Может, не стоит сразу возлагать на себя каких-то больших подвигов?

– Процесс поста покажет, ведь все индивидуально. Но специально облегчать себе пост не надо. Нужно соблюдать традиции. Если не получилось, сорвался, то вернись обратно на этот путь, начни все с начала.

 – Что Вы пожелаете всем православным христианам перед началом Рождественского поста?

 – Чтобы пост прошел радостно и благодатно. Чтобы мы смогли встретить рождение Христа с открытой душой и миром, а праздник Рождества Христова по-настоящему освятил наши души.