1233

Одна из самых трогательных историй, описанных в Евангелии, повествует нам о чуде воскрешения Господом сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11–16).Эта история наводит нас на мысль поговорить о христианском сострадании как об одном из важнейших аспектов Божественной любви.

Каждый из нас, как христианин, призван к действию
Мы видим Христа рядом с безутешной вдовой, которая везет хоронить своего единственного сына. Евангелие говорит о том, что Он смилостивился над ней. Однако то чувство, которое Христос испытывал, не имеет ничего общего с нашей человеческой жалостью, Он испытывал сострадание. В чем же разница между жалостью и состраданием? Сострадание предполагает действие, жалость этого действия не предполагает. Мы это можем заметить и в собственной жизни. Жалость, т. е. выражение сожаления, ничего от нас не требует. Есть такое общеизвестное английское выражение: «I'msorry», т. е. «мне жаль» - это не сочувствие и не сострадание. Сочувствие и сострадание требуют действия, и это действие оказывает Христос по отношению к вдове, воскресив ее сына.

Конечно, нам не дано воскрешать кого-либо из мертвых, но каждый из нас, как христианин, призван к христианскому действию, проявлению сочувствия, сострадания, милосердия, любви к Богу и ближнему. Сострадание лежит в основе сколько-нибудь развитой религиозной или философской системы. Сострадательны не только христиане, в глубине души любой человек склонен к состраданию, но у нас идет вечная борьба между божественным и эгоистическим началами. И вот на этом фоне жалость предстает этаким темным двойником сострадания, этаким компромиссом между божественным началом, которое живет в нашем сердце, и эгоистическим, мы сострадаем, но не до конца.

Как и прочие вещи, мы многое делаем «как бы»: как бы проявляем любовь, улыбаясь ближнему в церкви, на работе, в семье, как бы проявляем милосердие, отмахиваясь от нищего нашей копеечной милостыней. Мы очень многие вещи делаем «как бы», не доводя их до конца, и все время идем на компромисс, застревая между теми, кем должны быть, т. е. людьми, приближенными к Богу, и теми, кем мы были, когда только вступили на этот путь. Почему так происходит? Потому что мы опасаемся, и нас мучает страх перед неизвестным, этот страх зачастую основан на нашем маловерии.

Истощать себя ради ближнего, тем самым уподобляясь Богу
Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит о том, что, не следует бояться помогать ближним, отдавать, что-то отрывать от себя, потому что Бог позаботится о нас. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3). Действуйте бескорыстно, от всего сердца, не задумываясь о завтрашнем дне, завтрашний день подумает о себе сам, доверьтесь Богу. Этого доверия зачастую не хватает, потому что Бог нам представляется кем-то очень далеким, с кем мы никак не можем себя сопоставить. Мы не можем с Ним разговаривать, потому что боимся, не можем даже представить себе ситуацию, когда бы нам пришлось встретиться с Ним лицом к лицу. Именно поэтому все у нас страдает неполнотой, даже негативные следствия нашего характера представляют собой некую половинчатость. Мы даже ненавидеть толком не умеем, не можем сказать «нет» человеку, которому стоило бы это сказать. Вот от этой половинчатости Церковь призывает нас отойти, т.е. должна быть некая искренность, внутреннее движение, которые будут побуждать нас к тому, чтобы истощать себя ради ближнего, тем самым уподобляясь Богу. От нас требуется деятельное исполнение Заповедей любви к Богу и ближнему.

Христос умер за каждого человека, который когда-либо жил и будет жить
От нас требуется, чтобы мы исполняли Заповеди по велению сердца, а не механически, как ритуал. Это труд, на который христианин зачастую полагает всю свою жизнь, но он стоит того, потому что, назвавшись христианами, мы выразили желание стать святыми! А это означает, что для того, чтобы наше сострадание не застряло на уровне выражения пожелания, бесплодного сожаления «I’msorry» и не оказалось ни к чему не обязывающей декларацией нашего христианства, нам нужно идти по этому пути, никуда не сворачивая. Впрочем, неправильные повороты в нашей жизни, естественно, будут. Да, мы будем спотыкаться, падать, сворачивать не туда, но святость заключается не в том, что человек прожил всю свою жизнь безгрешно, исполняя все Заповеди, а в том, что человек, пробуя свои силы, ошибаясь и падая, встает и вновь идет вперед ко Христу.

Бог сам является первейшим источником сострадания. Мы же, будучи сострадательными, милосердными, искренними в своих чувствах, тем самым уподобляемся Богу, потому что Он сострадал сначала иудейскому народу, а впоследствии и всем людям на Земле, отдав Своего Единородного Сына для того, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Не только христиан Он обымает своей заботой и промыслом, не только представителей Русской Православной Церкви, как может кому-нибудь показаться, а всех людей на планете. Люди часто забывают тот факт, что Христос умер за каждого человека, который когда-либо жил и будет жить. В этом есть высшее проявление Божественной любви и высшее проявление сострадания Бога к созданному Им человечеству. Сострадая, проявляя милосердие, истощая себя ради ближнего, мы уподобляемся Христу, и становимся в одном чине с Богородицей и со всеми святыми. Аминь!

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15