1160

22 октября 2016 года, в день празднования Корсунской иконы Божией Матери, епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Софийском соборе. По окончании литургии владыка обратился к молящимся с проповедью. 

250px-Our_Lady_of_Korsun.jpeg (250×310)

Владыка отметил, что, согласно древнему преданию, Корсунская икона Богородицы была перенесена на Русь князем Владимиром после его крещения из Корсуни сначала в Киев, затем в Новгород, а позднее она пребывала в Успенском соборе Московского Кремля до 1918 года. На Руси также почитаются различные изводы и списки Корсунской иконы, в честь которой строились храмы и монастыри. Чествуя многочисленные чудотворные образы  Пресвятой Богородицы, Церковь в первую очередь прославляет Ее заступничество за нас, которое неотступно сопровождает весь род христианский от первого поколения учеников Христовых до наших дней. 

Владыка также отметил, что сегодняшнее евангельское чтение на литургии повествует о призвании мытаря Левия, у которого было и другое имя – Матфей. Мытари презирались иудеями, так как они собирали подати для римлян-завоевателей, часто при этом обогащали самих себя. Однако взор Спасителя мира узрел в душе Левия скрытую чистоту, готовность откликнуться на зов Божий, изменить свою жизнь и стать апостолом Христовым. И Левий Матфей, слыша призыв Христа «следуй за Мной» (Лк. 5:27), оставляет свое занятие и следует за Ним.

Владыка подчеркнул, что это начало следования за Христом означает изменение нашей жизни, ума, что по-гречески называется «метанойя», а по-русски «покаяние». Каждый человек, пережив в своей жизни встречу со Христом, способен переродиться, перейти от греха к праведности. И такой пример являет нам Матфей мытарь. Евангелие повествует нам, что после своего обращения Левий устраивает праздничную вечерю – трапезу для Христа и апостолов. Владыка отметил, что «для современного человека покаяние чаще всего ассоциируется с какой-то тягостной обязанностью, с тем, о чем не хочется думать. Но, наоборот, это таинство примирения, когда мы вспоминаем свои грехи, чтобы навсегда от них освободиться и возродиться для жизни в Боге и с Богом.

58011141_upravlajushij2.jpg (300×355)

Во Христе мы способны оставить этот груз греха и начать все заново, следуя в своей жизни слову Божию, – и это благая весть для нас». Потому Левий Матфей и устроил трапезу, что это был для него день радости, день начала новой жизни. Покаяние стало для него не угнетением себя, а началом вдохновенного следования за Богом. Владыка обратил внимание на то, что «самое важное богослужение в Церкви со времен апостольских и до наших дней – Божественная литургия – имеет форму трапезы, Трапезы Господней, изображающей и в то же время являющей нам вечерю Царства Божия, участниками, или, что то же самое, причастниками которого мы призваны быть уже здесь на земле, по милости Божией».

Однако, не все люди одобряли события, связанные с призванием мытаря Левия. Фарисеи - праведники только лишь по наружности, укоряли Христа за то, что Он пришел в дом грешника. Но Христос отвечает им: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32). В Церкви, на протяжении веков, часто возникали такие настроения исключительности, самодовольства, признания сугубой чистоты в рамках только одной конкретной группы. Такие группы были и внутри Православия или, лучше сказать, среди тех, кто прикрывается этим именем. Такие люди только себя почитают чистыми, полагая, что в Церкви нет места греху, а членами Церкви должны быть только святые и праведные люди. Церковь, действительно, – это «народ святой» (1 Пет. 2:9), и святость этого народа основана, прежде всего, на святости его Главы – Господа Иисуса Христа.

Как отметил владыка, «сама же Церковь состоит из реальных людей, каждый из которых имеет свои немощи и недостатки. Никто из нас, конечно, не ангел, и даже, если мы посмотрим на жизнь любого святого, то поймем, что святость не означает полное отсутствие греха, ведь безгрешен только Бог, но она заключается в решительной устремленности всей жизни следовать Слову Божьему, несмотря ни на какие наши ошибки и немощи. Помня о том, что Церковь не состоит из безгрешных, будем помнить и то, что она является той врачебницей, в которой каждый способен найти исцеление от греха и приобщиться к Богу и Его святости. Святость же должна заключаться для нас не в иудейском представлении, что мы самые лучшие и чистые, и потому не должны общаться с посторонними людьми, ни с грешниками, ни с иноверцами, ни с неверующими.

>Святость заключается в стремлении следовать заповедям Божиим, и прежде всего, заповеди о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). «Иначе говоря, святость – это не самозамкнутость, не самодовольство от осознания собственной исключительности, а причастие Божией любви,той любви, которой Господь возлюбил каждого из нас «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Если хотя бы искра этой любви зажглась в наших сердцах, а мы охотно делимся этим духовным сокровищем с другими, исполняя наше призвание, то мы – подлинно ученики Христовы», – закончил владыка свою проповедь.