Епископ Юрьевский Арсений: Творя добро другим людям, а особенно врагам, мы делаем наше христианство жизненным

16 октября 2016 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства обители совершил Божественную Литургию в Иверском монастыре. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью.

Владыка отметил, что сегодняшнее Евангельское чтение на Литургии представляет собой вызов для нашей совести, в нем говорятся слова Христа о любви к врагам. Оно начинается так: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Лк. 6:31). Однако Спаситель заповедует нам не просто не делать зла другим людям, но поступать с ними так, как желаем, чтобы поступали с нами. Человеку естественно заботиться о самом себе, и это не обязательно является греховным эгоцентризмом. Но если мы евангельским словом преображаем это чувство, чтобы относиться также и к другим людям, то тогда в нас будет пребывать благодать Божия.

Христос не ограничивает Свое слово лишь следованием этим правилам, Он говорит больше: «Любите врагов ваших, и благотворите, и <…> будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35,36). Владыка подчеркнул, что «эта заповедь о любви к врагам или даже просто молитве за врагов, по примеру Самого Христа, Который молился за них, когда Его распинали, является наивысшей и наитруднейшей заповедью для человека». Порой мы оказываемся неспособны по-настоящему любить даже тех, кто любит нас, наших близких, которые проявляют в отношении к нам свою любовь и заботу. Часто сосредоточены лишь на себе, а Спаситель требует любви ко всем.


--цитата--

«Тот, кто любит только любящих его, не выступает еще за нравственные рамки языческого мира, христианин же призван к большему – к богоподобию»

Епископ Юрьевский Арсений


В параллельном месте в Евангелии от Матфея говорится, «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), и любовь Бога Отца простирается на всех людей, независимо от заслуг, греховности, национальности или вероисповедания. Эта любовь не знает границ, она была распята на кресте в Сыне Божием, она отдает себя за жизнь мира, чтобы и мы могли приобщиться к ней в вечности. И, как отметил владыка, «самая большая задача для христианина – это стремится хоть немного соответствовать той высочайшей в мире любви, которой любит Бог человечество». Тот, кто любит только любящих его, не выступает еще за нравственные рамки языческого мира, христианин же призван к большему – к богоподобию.


--цитата--

«Мы не можем называть себя христианами, если не можем кого-то простить или храним ненависть к кому бы то ни было»

Епископ Юрьевский Арсений


Людям, живущим в конце XX - начале XXI века, трудно представить себе такую любовь, ведь наш народ пережил десятилетия атеизма, когда не было примеров этой евангельской любви, но часто учили противоположному: ненависти, зависти, доносительству. Как можно воспитать в себе любовь в таких условиях? Обратившись к Евангелию, мы также найдем этот путь, который начинается с простых шагов. «Если не можем простить кого-то прямо сейчас, то нужно хотя бы помолиться за человека – это и будет началом нашего пути, потому что другого пути, кроме как, следуя за Христом, учиться прощать и любить, у нас нет.

Мы не можем называть себя христианами, если не можем кого-то простить или храним ненависть к кому бы то ни было. Любовь – это дар Божий, но она не придет к нам просто так, мы должны кропотливо трудиться для этого каждый день», – особо отметил владыка. Начиная с молитвы за обидевших нас, будем учиться сдерживать раздражение и прощать. Второй шаг – это делание добра. Пусть мы и думаем вначале только о себе, но творя добро другим людям, а особенно врагам, мы делаем наше христианство жизненным.

«Даже не испытывая поначалу к этому тяги, тем не менее необходимо делать добро, ибо, чем больше мы творим добра, тем больше мир преображается к лучшему. Иногда бывает достаточно одного доброго слова или дела, чтобы поддержать человека, чтобы преобразить к лучшему и его, и нашу жизнь. Именно добрые дела преображают наше сердце и делают его готовым к восприятию от Бога великого дара любви, к которому мы все призваны. И только проявляя любовь, мы можем сказать, что мы подлинно – Христовы, что Евангельское слово не праздно в нас, что Христос явился в это мире не зря в отношении нас. Наконец, христианская любовь лучше всяких слов будет свидетельствовать, что Сам Христос является содержанием всей нашей жизни, и нас с Ним ничто не сможет разлучить ни в этом веке, ни в будущем», – закончил владыка свою проповедь.