957

15 октября 2016 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил всенощное бдение в Троицком соборе города Валдая. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди.

Владыка отметил, что «Воскресение Христово является основным содержанием жизни Церкви». В этот день недели собирались вместе первые христиане, в этот же день, спустя тысячелетия, собираемся и мы, чтобы всей Церковью прославить воскресшего Господа. По слову св. Иустина Мученика, «в день же солнца (римское название первого дня недели – прим. ред.) мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых» (I Апология, 67). Потому для нас, как и для всего мира, Воскресение Христово стало первым днем нового творения. «Этим новым творением являемся мы с вами, то есть Церковь, достояние Христа, созданное во имя Его, «народ святой» (1 Пет. 2:9)», – подчеркнул владыка.

Церковь – это, прежде всего, собрание людей, объединенных верой и исповеданием Воскресения Христова, те, для кого основным содержанием жизни является Сам Воскресший. Как говорит апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Кор. 15:14), и «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших <…> Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы» (Кор. 15:19-20,22). Христос прожил Свою жизнь на земле не для Себя, и Его смерть и Воскресение имеют значение для всего мира. Потому апостол Павел называет Его «Новым Адамом», так как Он становится родоначальником нового человечества. Он, как Глава Церкви, возносит падшее человечество в Себе Самом к Богу и Отцу, обещая и нас сделать причастниками Своей пасхальной тайны.

Владыка также отметил, что «боявшихся и, возможно, потерявших веру учеников преображает встреча с воскресшим Господом и наполняет их жизнь новым смыслом». Как повествует сегодняшнее воскресное Евангелие (Лк. 114 зач.), Господь накануне Своего вознесения дает ученикам обетование, что они станут свидетелями Ему в Иерусалиме и во всех народах, а затем книга Деяний рассказывает о том, как это слово Божие исполнялось, как апостолы стали провозвестниками воскресения Христа для всей вселенной. Это было их истинным предназначением – быть свидетелями, и Церковь всю свою историю продолжает это свидетельство. Мы называем нашу Церковь Апостольской не только потому, что она утверждена апостолами, но и потому, что она призвана продолжать их служение в деле возвещения миру Воскресения Христова. Владыка подчеркнул, что «мы призваны к этому, ибо и мы ощущаем присутствие воскресшего Христа, особенно в пасхальную ночь, но это ощущение должно быть в нас и на каждом богослужении, когда мы участвуем в Евхаристии, когда мы и составляем, таким образом, Церковь». Оно должно быть и в повседневной жизни, молитве и доброделании. «Всякий раз, когда мы вопреки всем обстоятельствам находим в себе силы соблюдать заповеди, сохраняя верность Богу, устремляясь к делам милосердия и любви, в нашей жизни присутствует воскресший Христос, а мы подлинно свидетельствуем о Нем, составляя Его достояние – Церковь. И пока существует мир, не прекратится это свидетельство. Пока существует Церковь, будет возвещаться пасхальное пророчество (см. Ос. 13:14), повествующее о торжестве любви Божией: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! <…> Ему слава и держава во веки веков! Аминь» (Св. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху).


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15