709

30 сентября 2016 года в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в больничном храме.

После евангельского чтения преосвященный Арсений обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что сегодняшнее Евангелие повествует нам об одном из тех случаев, когда для апостолов была приоткрыта тайна Божества Христа Спасителя, когда Он явился им как Господь мира и стихий. Христос повелевает ученикам переправиться на лодках через Галилейское озеро, которое еще называли морем, ибо на нем часто бывали бури. Он оставляет их одних, ибо знал, что должно произойти. И вот апостолы терпят бедствие, и волны грозят потопить лодку. И когда они уже отчаялись, то увидели Христа, идущего к ним по водам, Который сказал: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мк 6:50). Владыка подчеркнул, что этот рассказ имеет отношение не только к жизни апостолов, но и ко всем нам, ведь Слово Божие живо и действенно всегда – оно актуально для всей истории Церкви. В каждую эпоху мы, христиане, способны различить тот смысл, который адресован именно нам. Иногда святые отцы уподобляют нашу жизнь морю, ведь часто и мы охвачены волнами. Бывает, что все протекает спокойно, но иногда мы ощущаем противодействие, как будто волны и противный ветер бьют в нас. Для отцов древности такие противодействия были признаком противодействия со стороны злых сил, «духов злобы поднебесной» (Еф 6:12), которые не трогают нас, пока мы не начинаем творить добрые дела. Также владыка Арсений сказал, что, как отмечают духовно опытные люди, «дело Божие не бывает без искушений». И, когда мы встречаемся в нашей жизни с противодействием добру, со злобой людской, а подчас и с гонениями, то, скорее всего, мы на верном пути. Господь ожидает от нас усилий, верности Ему, целеустремленности в добродетели. Недавняя история нашего Отечества предлагает нам яркие примеры. Ведь, несмотря на то, что после революции, Церковь была отделена от государства, а появившаяся позже Конституция декларировала свободу совести, очень скоро политика новой власти привела к кровавыми преследованиями духовенства, монашествующих и мирян. «Что плохого видели представители марксистско-ленинской идеологии в Церкви, в богослужениях и молитве? Если это, с их точки зрения, пустое занятие и не имеет никакой силы, то зачем же тогда бояться этого, запрещать и преследовать? Откуда эта превышающая разумение сатанинская злоба? Что это, как не брань врат адовых против Церкви, дела Божия (см. Мф 16:18)», – отметил владыка. То же самое мы видим и на примере мучеников первых веков христианства – святых мучениц Веры, Надежды, Любови, матери их Софии и многих-многих других. Ведь и тогда римское государство не оставляло в покое христиан, добропорядочных граждан империи, только лишь за то, что те отказывались участвовать в культе императора, воздавать ему божественные почести. Но ведь и сами мученики могли бы, как может показаться, выполнить эти требования, или сделать только вид, что выполняют. Однако, как подчеркнул владыка, «прежде всего, само по себе унизительно, когда от человека требуют отречься от своих мыслей, от своей веры, от своего мировоззрения, использую репрессивную систему государственного аппарата. Это говорит о глубоком нездоровье в обществе». Главное же заключается в том, что Церковь, прославляя мучеников, не просто отстаивала свободу веры и совести, а свидетельствовала на их примере лучше всякой проповеди, что слово Божие живо и действенно, что Христос реально присутствует в жизни членов Церкви. Что ничто – «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:38-39).

Пример мучеников – это свидетельство того, что смерть уже побеждена во Христе, и нам дарована победа в Нем и участие в вечной жизни. Именно на это мученики открывали глаза другим людям, являя собой высокий пример верности Богу до конца. Но, как отметил владыка, эта верность не обязательно проявляется только лишь в страданиях за вру, она проявляется каждый день в нашей жизни – в наших словах, делах и даже мыслях. Если мы сознательно пользуемся свободой, данной Христом, чтобы выбирать добро, милосердие и любовь, то так мы становимся Христовыми, свидетельствуем о причастности Ему. И несмотря ни на какие препятствия, ни на какие бури в нашей жизни, нам следует помнить, что, если мы верны делу Божию, то с нами

пребудет Господь, и из глубины отчаяния только нужно суметь расслышать Его вселяющие надежду слова: «Ободритесь; это Я, не бойтесь!»