1043

27 сентября Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. В Крестовоздвиженском соборе Свято-Юрьева монастыря прошли праздничные богослужения, которые возглавили митрополит Новгородский и Старорусский Лев и епископ Юрьевский Арсений.

Обретение Честного Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Праздник Крестовоздвижения является престольным для Свято-Юрьева монастыря. В канун праздника 26 сентября наместник обители епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе. 27 сентября митрополит Лев и Епископ Арсений совершили Божественную литургию. По окончании Литургии владыка Лев обратился с проповедью к молящимся. Говоря о Кресте, владыка привел слова апостола Павла, который говорил о распятом Христе: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Владыка отметил, что христианская проповедь для современников Христа была безумием и раздражением, потому что они ждали мессию-царя, который освободит их народ от пленения римлянами. Но Господь пришел в этот мир, чтобы грешников сделать праведниками. Владыка отметил, что Христос во время своей проповеди говорил, что Царствие небесное находится внутри каждого из нас (Лк. 17:21), поэтому Христос призывает каждого человека к исправлению самого себя, к проявлению смирения, подобно тому, которое проявил Христос на кресте. Владыка отметил, что примером этого могут послужить святые, жизнь которых показывает, как нужно жить, чтобы быть со Христом. В завершение своего слова, владыка отметил, что крест является символом христианства и через него случается много чудес. Крест является орудием победы жизни над смертью и в память об этом во время крещения каждому человеку одевается нательный крест. Владыка призвал всех, прикладываясь ко Кресту, молить Господа, чтобы Он помог каждому из нас пронести свой личный крест ради нашего спасения.