Праздник иконы «Неопалимая купина». Епископ Арсений совершил праздничное богослужение в Свято-Юрьевом монастыре.

17 сентября 2016 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Свято-Юрьева монастыря. Накануне, 16 сентября, владыка Арсений совершил Всенощное бдение

По окончании Божественной литургии владыка обратился с проповедью к молящимся. Владыка отметил, что название иконы «Неопалимая Купина» отсылает нас к событиям, которые произошли за полторы тысячи лет до Рождества Христова, событиям исхода народа Израильского из Египта. Незадолго до этих событий в жизни пророка Моисея случился одно событие: когда он пас овец в Синайской пустыне, то стал свидетелем необычайного богоявления: терновый куст был весь объят пламенем, но не сгорал. И был слышан голос Божий, который повелел Моисею идти в Египет и вывести Его народ. Владыка отметил, что Моисей, разговаривая с Богом, просил Бога назвать Свое имя, на что Господь ответил: «Я есмь Сущий <…> Скажи сынам Израилевым – Сущий послал меня к вам» (Исх 3:14). Само слово «Сущий» или, по-славянски, «Сый» указывает на полноту бытия, на то, что только Сам Господь и обладает истинным бытием, Он есть сама Жизнь, дарующий жизнь всему миру, каждому человеку. Если смотреть буквальный перевод, то Господь сказал Моисею: «Я Тот, Кто Я есть», или «Я буду Тем, Кем Я буду». По словам владыки, Господь этими словами дал понять Моисею, что Он не подвластен никаким определениям, Он превыше любых человеческих представлений о Боге. И, прежде всего, Он не какой-то племенной божок, которого можно задобрить жертвами или заставить помогать, как представляли язычники. Он – Бог неба и земли, единый Господь Вселенной, Который взял на Себя, по известным Ему причинам, руководство Священной историей Израильского народа. Причины же эти раскрываются в Новом Завете.

Владыка подчеркнул, что, начиная с апостола Павла, в Церкви существует традиция рассматривать Ветхий Завет как преддверие, приуготовление Завета Нового. Многими христианскими писателями те или иные события, тех или иные лица из Священной истории, рассматривались как прообразования, указующие на Христа. И один из образов – Неопалимая купина – стал ассоциироваться святыми отцами и церковными песнотворцами с Божией Матерью. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: "Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси" (Воскресный богородичен догматик 2 глас). Также в стихире на Благовещение поется: "Радуйся, Купино Неопалимая". Как объятый огнем, в этом явлении Моисею, терновый куст не сгорал, так и Пречистая Богородица не опалилась огнем Божества,когда Тот, Кто являлся Моисею, Аврааму и прочим пророкам, то есть Сущий, пожелал стать Человеком ради нашего спасения. Она стала Купиной, в которой Сущий не только говорил к нам, но и явился в мире.

В завершение владыка отметил, что человек обращается к Пресвятой Богородице во всех тяжелых обстоятельствах, и опыт Церкви показывает, что эти просьбы не остаются неуслышанными. «Постараемся сегодня, как и в прочие дни, обращаясь к Богородице, надежде христиан, что бы Она никогда не отступала от нас покровом Своим, ограждая жизнь нашу, душу каждого из нас от огненных искушений, от пламени страстей, помогая нам всегда пребывать в послушании Сыну Ее и Богу нашему, стоять в добре, христианском делании, сохранять верность Христу и Его Церкви» – закончил владыка.