909

Праздник Преображения Господня связан с глубочайшей тайной Божества, которую можно назвать тайной невыразимости Божества и тайной неспособности человеческого языка что-либо изречь о Боге.

 

Я Тот, Кто Есть

Праздник Преображения Господня связан с глубочайшей тайной Божества, которую можно назвать тайной невыразимости Божества и тайной неспособности человеческого языка что-либо изречь о Боге.

Об этом свидетельствуют нам люди, которые соприсутствуют событию Преображения: Моисей и Илия. Не только апостолы - свидетели Преображения Господня не знают, что сказать в этот момент, но, как возглашается в паримиях в канун праздника, Моисей и Илия тоже не знают как обращаться к Богу. Они не знают как постичь Божество, даже не знают как Его назвать.

Если вспомнить ветхозаветный пример с неопалимой купиной, мы видим, что Моисею Бог как будто бы Себя называет. Из этого эпизода нам известно имя Яхвэ. Называя Свое имя Моисею, Бог говорит: "Я Тот, Кто Есть". Обычно это понимается в том смысле, что Бог есть Тот, Кто истинно существует, в отличие от нас с вами. Наше существование зависит от Божества - мы сотворены, в отличие от Бога. Бог - не сотворен, Он Сам - Творец. Он истинно существует. Его существование вечно и ничем не обусловлено, в отличие от нашего существования. Но есть и другое объяснение, что Бог, отвечая на вопрос Моисея о Своем имени, говорит "Я Тот, Кто Есть" в том же смысле, как и мы отвечаем вопрошающим у нас "Куда идешь?" - "Иду, куда иду". Иными словам, Бог говорит, Моисею: "Ты не поймешь, кто Я. Я Тот, Кто Я. Ты не поймешь Моего имени, а значит и Моей сущности".

Но все же Моисей сподобляется общения с Богом, то есть завеса тайны непознаваемости Бога в Ветхом Завете, как будто то и дело приоткрывается избранным людям. Тем людям, которые настойчиво стучат и требуют ответа: "Скажи Кто Ты, иначе я не могу жить. Мое существование отравлено этим незнанием". Таким настойчивым людям Бог приоткрывает тайну, потому что только эта настойчивость и обусловливает возможность для человека познать Бога.

То же самое происходит и с Илией. Ему, как и ученикам и апостолам тоже является Бог. Преображение - это тоже Богоявление (греч. θεοφάνια). В чем смысл явления Бога Илие? - Смысл в том, что Бог не соответствует ожиданиям даже избранных людей, даже пророков. Илия думает, что Бог - это нечто могущественное, сворачивающее горы, который повелевает стихиями. Но не в этом Господь, как говорит Священное Писание. Не в проявлении силы Господь, а в тихом веянии ветра (3 Цар.19:12). Что это значит? - Что Бога можно постичь только очень сильно прислушиваясь. Всю свою жизнь необходимо сосредоточить на вслушивании в Его голос. Мы никогда не найдем Бога на шумных мероприятиях, мы не встретим его на демонстрациях. Он где-то глубоко внутри нас. Возможно, каждому из нас предстоит положить всю свою жизнь, чтобы расслышать слово Божие. Не достаточно просто прочитать Священное Писание.


Двери теперь открыты настежь

Мы обычно воспринимаем Священное Писание как некий текст, - Божественный, Священный, но все же текст, который обращен не к нам. Но вдруг, знакомясь с текстом в очередной раз, происходит нечто необыкновенное вопреки нашей воле, вопреки нашим ожиданиям. Мы вдруг понимаем, что прочитанные строки обращены именно к нам, к конкретному читателю. Вдруг мы узнаем, что нужно раздать все и пойти за своим Господом. Буквально или метафорически, но мне нужно круто изменить свою жизнь. Человек начинает жить с этой мыслью, мучиться, сомневаться, может даже пытаться бежать от Бога как Иона, который все равно в итоге возвращается и в результате становится святым.

Этот путь познания Бога - это и есть путь святости. Поначалу мы как апостолы, которые изображены на иконе Преображения в нелепых позах. Они как будто валятся от этого света. Не могут его видеть. У них даже ноги отнимаются. Мы в начале пути точно такие же. Но именно это сомнение, нелепость, несоответствие, неадекватность, все это ведет к встрече с Богом, и к дальнейшему шествию вместе с Ним.

С тех пор, как Господь преобразился, принял крестные страдания и смерть, а затем воскрес, эта завеса тайны не просто приоткрывается, - двери теперь открыты настежь. Христианство настойчиво приглашает к Богу. Оно не говорит, подобно другим религиям о некоей преграде между человеком и Богом. Апостол Павел пишет, что Господь сокрушил это средостение преграды (Еф. 2:14). Он убрал эту стену. Ее больше не существует. Зачастую это очень пугает христиан, - возможность непосредственного обращения ко Христу.

Пугает почему? - Потому что это заставляет менять свою жизнь. Рядом со Христом невозможно пребывать в нише, которая позволяет нам вести жизнь обывателя. Бог требует от нас выбора, зачастую подвига. Он требует от нас святости. Не от избранных, как Илия или Моисей, или апостолы, он требует святости от каждого из нас.


Кто любит отца или мать более Меня, тот Меня не достоин

Нам хочется приспособить христианство к своему образу жизни. Мы хотим превратить его в нечто удобное, но Бог никогда не удобен. Именно об этом свидетельствует праздник Преображения. Даже ученики хотели его приспособить под свое видение ситуации. Они хотели видеть во Христе Мессию ветхозаветного, который придет и будет соответствовать их ожиданиям. Но Христос преобразился, и уже не возможно думать так, как они думали раньше. Они не просто испугались, они не просто смутились, они испытали полнейший шок (англ. shock - удар) - такое потрясение, что дальше они не могли жить прежним образом. С этой точки зрения можно сказать, что встреча со Христом - не удобна. - У меня ипотека, отпуск на носу, а тут Господь. Что же мне с этим делать? - Не удобно. И в то же время человек становится перед выбором, зачастую очень сложным.

В Священном Писании есть такие строки: "Кто любит отца или мать более Меня, тот Меня не достоин" (Мф. 10:37). - очень неудобные слова. Как с ними жить? Я же люблю свою жену или мужа, детей. Как это возможно все бросить ради Христа?

Смущение, изумление и шок сопровождают христианина всегда, если он стремится к святости. Если в нашей жизни этого нет, если наша христианская жизнь нам во всем удобна, если она размерена между праздниками, вечерними и утренними молитвами, то скорее всего наша жизнь не совсем христианская. Она проходит где-то параллельно со Христом. Мы как бы видим Его на соседней дорожке. Опасность заключается в том, что так можно создать для себя религию, в которой присутствует образ Христа, но не Сам Христос. Это очень опасный путь, о котором нам свидетельствует праздник Преображения. Будьте готовы к тому, что Господь неожиданно явится в вашу жизнь, и будьте готовы сделать выбор в пользу Христа.

-----------------------------------
Подготовлено на основе проповеди 19 августа 2016 года в Свято-Юрьевом монастыре.

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15