1026

В Воскресной школе при Спасо-Преображенском храме посёлка Бронница вот уже 5 лет существует творческая студия «Надежда», где её воспитанники становятся настоящими мастерами таких ремесленных дел как резьба по дереву, гончарное дело, керамика, каллиграфия и другие. О создании поделок народных промыслов руками детей сайту Новгородской епархии рассказала одна из преподавателей творческой мастерской – Яна Воронова.

Мы идём в помощь основному процессу духовного образования. Это большая подмога для основной работы воскресной школы. Обстановка в студии семейная, а отношения доверительные. Дети всегда тянутся к творчеству, ко всему прекрасному и через это им и духовные предметы легче воспринимать, и интереснее быть при приходе и школе, когда они увлечены чем-то творческим. Возраст ребят, с которыми мы занимаемся от 7 до 15. И это «потолок» по причине того, что подросток всё больше начинает интересоваться улицей. Моей самой старшей ученице 14 лет. Это дети наших прихожан, которые, как правило, ходят регулярно, от них и отдачи больше. Они свои, приходские.

Чтобы ходить к вам в студию, ребёнок должен обладать художественными навыками? С каких вводных занятий начинается его знакомство с вашей творческой студией?

Все учащиеся Воскресной школы могут посещать наши творческие занятия. Никакого специального отбора мы не делаем, так как это не специализированная художественная школа, а воскресная. Поэтому каждый, в меру своих способностей, занимается здесь. Подготовительных курсов тоже никаких не проводим. Вот как есть – с любой подготовкой могут прийти и начать заниматься. Но и возраст учеников тоже учитывается, например, на резьбу по дереву берут мальчиков и девочек с 10 лет. Все остальные – с 7-8 лет.

- Ваш супруг преподаёт резьбу по дереву. Как вы достаёте расходный материал для занятий?

Нам просто повезло! Когда проводился набор в группу резьбы по дереву, то в это же время у нас в селе около дороги спиливали деревья, среди которых было очень много лип. Семён Витальевич договорился с начальством, с отрядом, которые проводили спиливание деревьев, нанял машину и со старшими сыновьями загрузили эти стволы и привезли к нам во двор, тем более, было место, где можно было их высушить. Четвёртый год мы со своим материалом.


- Что послужило мотивом для преподавания каллиграфии? Актуально ли во время технического прогресса прививать школьникам любовь к чистому и красивому письму?

Это не прогресс, а наша беда. И как раз каллиграфия способна приостановить эту деградацию. Ведущие каллиграфы России, например, Пётр Петрович Чобитько, со школой которого я познакомилась год назад, считает, что каллиграфия помогает собрать человека. Оно развивает аналитическое мышление, концентрацию, внимание. Раскрывает творческие способности, делает человека глубже. И надо сказать, что дети за эти уроки цепляются и с жадностью берут инструменты в руки – это говорит о том, что мы на верном пути и это то, чего нам не хватало в качестве дополнения. Первые занятия стали проводить весной, набралась группа из 16 человек, её пришлось поделить в силу того, что невозможно уделить внимание каждому, а это недопустимо. Необходимо найти возможность, чтобы с каждым можно было прописать и проговорить.Это кропотливый и долгий процесс и сейчас мы только прикоснулись к древнерусскому письму. Занимаясь с детьми графикой, я поняла, что им не хватает работы с пером и тушью. Это должно было ребятам понравится, и в этом я не ошиблась. Несколько занятий были пробные, после которых они стали по-другому смотреть на шрифты и письменную культуру в целом. Более близкое знакомство началось с изучения принципа написания и инструментов. Каллиграфия неразрывно связана с нашей историей, письменностью и православной культурой, что является важным для воскресных школ. Это неисчерпаемый источник для уроков. Очень жаль, не хватает времени – с ребятами мы встречаемся только раз в неделю, а хотелось бы больше. Они готовы пожертвовать своими каникулами, только чтобы занятий было больше!

- Существует стереотип, что люди старшего поколения пишут красивее и аккуратнее, чем нынешние школьники? Как вы думаете, почему? С них стали меньше требовать?

Это не стереотип, а данность. Всё потому, что до введения шариковой ручки, которая значительно упрощает работу письма, их учили владеть живым инструментом – пером. Ручка, как инструмент опасна тем, что как бы мы ни старались – линия всегда будет «мёртвая» и одинаковая. А здесь идёт работа с нажимом. Сейчас этому не уделяется должного внимания, да и сама ручка к красивому письму не располагает.

- У ваших воспитанников есть возможность выставлять свои работы?

Большая часть поделок остаётся на руках у детей, потому что им очень хочется оставить свои произведения на память. Специально мы никуда не ездим. Во-первых – это финансово затратно, а во-вторых – нужны и силы, и время. Организуем выставки дважды в год – Рождественскую и Пасхальную, которые проходят  у нас на приходе. В Бронницком музее и библиотеке постоянно проходят смотры работ для представления нашей деятельности. Для нас это яркое общение!