1117

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

 

 

 

 

 


Молитвенный дом, впоследствии церковь, во имя святой блаженной Ксении Петербургской был освящен 20 апреля 1996 года владыкой Львом.

Изначально храма никогда не было в этом населенном пункте и числился он приписным к новгородскому Юрьеву монастырю. Окормлялся храм иеромонахами обители.

3 декабря 1998 года указом правящего архиерея на приход был назначен постоянный священник, которым стал петербуржец - отец Иоанн фон Штекенберг.

С 2006 года настоятель церкви — иерей Святослав Цхай.

- Поселок Тесово-Нетыльский был образован после революции, в 1939 году, и изначально он мыслился как рабочий поселок со всеми вытекающими последствиями для того времени: например, строительство коммунизма, - рассказывает священник Святослав Цхай. - И конечно же, при создании генерального плана поселка здесь не предусматривалось место для постройки храма. Для сравнения - в том же Новгороде или Пскове всегда храм строили в центре. Храм был сосредоточием духовной, политической и общественной жизни. Но здесь, в поселке, центральной улицей с самого начала была Советская, по которой шли демонстрации, митинги.

Но вот наступил знаменательный для поселка 1996 год - местные жители потребовали, чтобы тут появился храм. Ранее же люди, живя в рабочем поселке, были вынуждены ездить на Богослужение в Новгород, за 60 километров. Тесовцы обратились к владыке Льву, тогда еще архиепископу, с инициативой, чтобы здесь создать хотя бы молитвенный дом. И правящий архиерей, конечно же, пошел навстречу.

Однако время для местного поселка начиналось плохое — тут разваливалось сельское хозяйство, местная инфраструктура. Местная торфяная промышленность стала приходить в упадок.

Для Богослужений было выделено здание 1954 года постройки. Первоначально в нем в советское время находился мебельный магазин, а в 1990-е тут уже был пивной бар «Голубой Дунай». Конечно, первое время у людей молитвенный дом по этой причине ассоциировался с пивным магазином. Однако на тот момент другого пригодного здания в поселке не было — здание должно было хотя бы выполнять норму по вместимости людей. Кстати, с каждым годом в храме прибавлялось и прибавляется прихожан.

 

- Трудно ли устраивать благолепие храма в таком экономически депрессивном месте как Тесово-Нетыльское?

 

- Надежда на лучшее есть. Как я уже упоминал, людей в храме прибавляется, и мы уже не вмещаемся в него. Нами предпринимались попытки найти другое здание, или построить новый деревянный храм, но кризис 2008 года сорвал наши планы. Видимо еще не время... Но обратите внимание, наш храм находится на улице Возрождения. Это вселяет в нас оптимизм...

 

- Вам приходится пастырски окормлять очень большую округу. Много ли времени и сил отнимают поездки?

 

- Любой сельский священник живет так. Большая часть моего времени проходит в разъездах в многие десятки километров и это уже привычка. Не скрою, когда я общаюсь со столичными батюшками, то выясняется, что для них вообще куда-то выехать уже подвиг. А я в воскресенье заправляю полный бак бензина и беру с собой дополнительную канистру, и каждый час по окрестным деревням провожу Богослужения, возвращаясь домой уже глубоким вечером. Люди стремятся попасть на службу и священник оказывается просто нарасхват. Приходится иногда и отказывать и переносить, к примеру, освящение дома из-за банальной нехватки времени.

 

- А по-прежнему ли остра проблема нехватки священников в нашей стране?

 

- Да, священнослужителей не хватает. Я, как преподаватель Новгородского духовного училища, могу это подтвердить. Почему мало людей идет в священнослужители? Думаю, первопричина в том, что священник — это определенный образ жизни. Когда я поступал в свое время в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, то вначале было нас 34 человека, а осталось потом на курсе 17. Многие сами поняли, что служение священника очень тяжелое...

 

- Вы сразу сделали выбор в пользу священства?

 

- Нет. Сначала хотел стать пожарным, потом — в лесотехническую академию поступить. И только после этого Господь меня привел в семинарию. Но верующим я был с детства. Я учился в школе далеко отсюда, в Сибири, в Сургутском районе. У нас в деревне не было храма и я ездил на Богослужение за 120 километров. Для меня с тех пор такое расстояние невелико — как для горожанина за хлебцем в магазин сходить.

 

- Что лично для вас является наиболее актуальной проблемой здесь, в Тесово-Нетыльском?

 

- У меня здесь складывается впечатление иной раз, что люди вообще не хотят жить нормально. Да, здесь трудно, поля пустые, молодежи нет. Но, с другой стороны, я общаюсь и с теми из местных жителей, что состоятельны, имеют материальный достаток, свое дело... И вот один из них говорит мне: «Людей тут нет, буду завозить на лесопилку рабочих с Украины». Я спрашиваю: «Почему с Украины?», а он отвечает: «Местным я готов деньги платить, но как только дело до работы доходит, так их словно ветром сдувает». То есть люди ищут работу, а работать не хотят, разучились.

Еще пример. Один местный предприниматель выиграл тендер на косметический ремонт школы и жаловался потом, что за месячную зарплату в 25 тысяч, да еще и при местной безработице, никто не хочет штукатурить. В итоге в новгородском рабочем поселке трудятся, за приличную по местным меркам зарплату, уроженцы Средней Азии.

Тут даже освоить деньги не смогут, их дать — некому. Посмотрите, в поселке раскидан мусор у домов и его не убирают. Такое ощущение, что народ дошел до какой-то биологической или духовной деградации.

 

- Тогда традиционный русский вопрос: что делать?

 

- Это комплексная проблема. Здесь очевидно надо поработать экономистам, профессиональным управленцам - необходимо научить людей работать. И в тоже время - надо молиться.

 

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».

 

Томас Томмингас/53 новости