1250

Приидите, в славный день воскресения, 

приобщимся нового виноградного плода,

божественного веселия, Царства Христова,

воспевая Его как Бога, во веки!

(Канон Пасхи, песнь 8)

 

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

Христос Воскресе!

 

Ныне всё наполнилось светом! Радостными восклицаниями спасённых ликует преисподняя, ибо Воплощённое Слово Небесного Отца осветило темницы ада и освободило пленников греха. Небо и земля воспевают веселие вечное, исповедуя славу своему Творцу. По словам святого Иоанна Златоуста: «Пленил ад Сошедый во ад».  И Церковь Святая призывает всех к духовной радости о Воскресшем Христе. Святой евангелист Матфей свидетельствует, что первыми словами, с которыми Воскресший Господь обращается к женщинам, спешащим возвестить невероятную весть о Воскресении, были восклицания радостного приветствия и призыв к мужеству: «…радуйтесь, ...не бойтесь…» (Мф. 28, 9-10). Потому как у того, кто уверовал в Воскресение Христово, не может быть никакого страха, кроме боязни впасть в грех,  ибо сойдя во ад,  Христос  победил смерть, омыл греховную скверну с лица сотворённого Им мира. Жизнь - не напрасна и не призрачна. И Свет Христов просвещает всех,  восстанавливая первозданную красоту творения и (как бы поруганную грехом  в глазах виновника смерти)  Славу Создателя.

Со времён равноапостольного императора Константина в Великую субботу, после захода солнца, во всех городах, начиная от Нового Рима, в домах зажигались светильники.  И огненные столбы на улицах в преддверии возгорания невещественного света святого Христова Воскресения, казалось, освящали всю Вселенную. В своей Пасхальной проповеди,  произнесённой уже на рассвете, святой Григорий Богослов  восклицал: «Пасха Господня… настолько превосходит все праздники – не только человеческие, но и Христовы – насколько солнце превосходит звёзды!  Прекрасно у нас и вчера блистало и озарялось всё светом, который зажигали мы в частных и общественных домах. Он был прообразом великого света, которым небо сияет свыше… и того Света, что превыше небес. …Вчерашний свет был лишь предтечей великого Света, Который воскрес, и был как бы неким предпразднственным веселием. Сегодня же мы празднуем само Воскресение – не ещё ожидаемое, но уже совершившееся и собравшее собою воедино весь мир».

Людям, внутреннее зрение которых не просвещается Светом Воскресения Господня, кажется, что мир остаётся прежним или даже становится  хуже. Особенно сегодня,  всё более явственно звучат грозные предзнаменования, рождающиеся из безнравственных стремлений тех, кто этим миром пытается управлять, кто в этом мире живёт бездумными страстями. Для верующего, пережившего Пасху Христову в своём сердце, всё наполнено Светом. Всё украшается радостью и исцеляется любовью, потому что он смотрит на этот мир глазами своего сердца, просвещённого светом Христова Воскресения.  «А теперь, - пишет святой Григорий Богослов, - сколько можно, будем очищать себя и обновляться светлою жизнью. И так примем в себя умосозерцаемого Бога; ибо несомненно, что Бог Сам приходит к чистому… Кто возлюбил, тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог!»

Смыслом жизни всякого христианина является бытие со Христом и во Христе. Апостол Павел свидетельствовал, что живет исключительно жизнью Христа. «Уже не я живу, - пишет он в послании к Галатам, - но живёт во мне Христос» ( 2,20). Да и подвиги сонма святых Церкви представляют для нас ценность  прежде всего потому, что жизнь их была свидетельством о Христе.

Таким свидетельством должна быть и жизнь каждого христианина. Этому учит нас и святой Иоанн Златоуст: «Если мы любим Христа, то не будем делать ничего, что может оскорбить Его, но докажем свою любовь делами. Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему чашу холодной воды, - Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы они не были, велики кажутся любящему». Доказать всему миру делами милосердия и воздержания во имя ближних, что мы любим Христа,  есть лучшая проповедь о Христе Воскресшем. Когда-то известный языческий ритор Ливаний, узнав, что двадцатилетняя красавица  после смерти своего мужа решила больше не выходить замуж и всю свою жизнь посвятить сыну, воскликнул: «Какие женщины есть среди христиан!»  Чуть позже ему придётся быть учителем её сына  Иоанна, который в будущем станет величайшим проповедником Церкви. Это и есть пример той жертвенности, которая созидает истинную красоту жизни на земле и возможна только для верующего в жизнь вечную.

Сегодня очень распространено искушение полагать, что христианская жизнь есть основание всеобщего благоденствия. Но было бы чрезвычайной ограниченностью считать, что Бог воплотился, пострадал, умер и воскрес ради кратковременного счастливого пребывания человека в рамках земной жизни. Церковь, прежде всего, учит, что Христос претерпел страдания и превозмог смерть ради того, чтобы человек получил право на вечность! Разумная и милосердная по отношению к нашим ближним жизнь, безусловно, является основанием созидания и здесь, на земле.  Однако свет Воскресения Христова открывает нам вечность бытия в Божественной Любви, и в этом наша Пасхальная неизреченная радость! Это, конечно, не снимает с христианина ответственности за состояние окружающего его мира.  Мы не имеем права забывать, что Бог, «вдунув в лицо человека дыхание жизни» (Быт. 2,7),  поставил его хранителем и возделывателем Едемского сада (Быт. 3,15).  Того самого мира,  который хоть и повреждён человеческим грехом, но всё же остаётся творением Божиим.  Однако же сегодняшний наш праздник, наше ликование имеет иное содержание: «Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой – вечной жизни» (Канон Пасхи, песнь 7).

 

Христос Воскресе!

 

+Лев

                                                         МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ  

                                                                                   

  Пасха Христова

         2014 г.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15