1398

Интернет-СМИ «53 новости» предлагает вниманию читателей знакомство с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Церковь Сретения Господня с трапезной Антониева монастыря Великого Новгорода построена в 1533–1535 годах. Сама же обитель была основана в 1106 году преподобным Антонием Римлянином.

Монастырь издавна являлся местом духовного просвещения. В нем, в частности, находилась большая библиотека. В XVIII веке в монастыре появилась духовная семинария.

После прихода к власти большевиков в обители открылся Институт народного образования, уже в новой России ставший Гуманитарным институтом Новгородского государственного Университета.

Церковь Сретения действовала до 1930-х годов, после чего ее приходская жизнь прервалась до 2012 года.

Служащий священник храма — иерей Евгений Зайцев.

Наш собеседник рассказал «53 новостям» не только о прошлом и настоящем церкви Сретения, но и том, с какими трудностями сталкивается молодой священник в своем служении.

- У нас, во всех смыслах этого слова приход молодой, - говорит отец Евгений. - И сам храм недавно открылся, и я сам молодой священник, и часть наших прихожан, - это тоже молодые верующие. Но, при всем при этом, территория, на которой мы находимся, имеет богатую историю. Говоря о ней хочется рассказать даже не о самом храме, а об Антониевом монастыре, окружающем его, и с которым многое связано в жизни Новгорода в области духовного образования и просвещения.

С монастырем связаны имена и его основателя преподобного Антония Римлянина, и средневекового монаха математика Кирика Новгородца. С обителью связана Новгородская духовная семинария, в которой учился святитель Тихон Задонский, многие деятели науки и культуры России.

К сожалению, Антониев монастырь стал в 1918 году и одним из первых православных духовных центров России, который пострадал от гонений большевиков.

В советской историографии его называли не иначе как «гнездом контрреволюции в период установления советской власти в Новгороде».

Кстати, мне недавно попался в руки удивительный документ о том, что происходило здесь в монастыре в 1918 году. Это дневник дежурного помощника о том, что происходило в семинарии. Там описывается то, как студенты-семинаристы возвращаясь с каникул не могли попасть в учебное заведение, из-за чего их приходилось отправлять в Хутынский монастырь. Дело в том, что Антониев монастырь был захвачен эсерами, которые не собирались отдавать его без боя большевикам. Известно, что последние выдвинули тогда ультиматум — либо монастырь будет взорван со всеми находящими в нем, либо эсеры капитулируют. Владыка Алексей Симанский, бывший тогда викарием Новгородской епархии, будущий патриарх Алексий I, сумел спасти обитель — он уговорил эсеров уйти из монастыря. Осажденные разбежались ночью.

Церковь Сретения стала новгородским университетским храмом год назад благодаря трудам митрополита Льва и ректора вуза Виктора Вебера. Следует сказать, что в новейшей России мы не первопроходцы — уже не один год при МГУ действует храм великомученицы Татьяны, при Санкт-Петербургском государственном университете есть своя церковь.

Постоянная молитва, богослужения, это понятно, но до сих пор определяется формат взаимоотношений светского высшего образования и Церкви, между священником и студентами с преподавателями. Поэтому нам пришлось пройти свой особый путь в этом направлении.

И каков он?

Мы создали при храме учебно-научный духовно-просветительский центр «Сретение в Антонове». В центре регулярно проходят различные семинары, лекции, беседы в рамках нескольких циклов, которые меняют друг друга — на исторические темы, богословские, философские. По аналогии со светским учебными заведениями можно сказать, что у нас действует своего рода «народный университет». Я рад тому, что наши занятия посещают студенты и преподаватели НовГУ. Думаю, что и в будущем встречи будут востребованы: далеко не каждый имеет гуманитарное или богословское образование, а здесь есть возможность получить их азы.

Также мы планируем совместно с университетом издать ряд исторических трудов о Антониевом монастыре, о святителе Тихоне Задонском. Вскоре выйдет в свет книга о некрополе обители. В будущем здесь должна появиться богословская научная библиотека.

Отец Евгений, позвольте задать личный вопрос. А вас никогда не смущал собственный возраст? Вы достаточно молоды для священника.

Честно? Нет. Меня собственный возраст не смущает. Думаю, батюшка отслуживший в храме и десять, и двадцать лет, тоже до конца не может быть уверен в своих силах.

Совершая Богослужение, или общаясь с народом, священник всегда обязан помнить, что он должен полагаться не на свои собственные силы, а на благодать «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», которую дает Господь через архиерея при рукоположении диакона в священный сан.

 Конечно, мне было тяжело. Когда я делал первые шаги в священническом служении, было тяжело взглянуть на жизнь по-другому и начать по-иному относиться к людям. Самое трудное — понять, что ты молишься не только за себя, но и за тех людей, которые Господь приводит к тебе. Святой праведный отец Иоанн Кронштадский как-то сказал, что священник должен молиться за себя только на утреннем и на вечернем правиле дома, в келье. В храме же он полностью должен отрешиться от себя, и должен молиться о том, чтобы народ оказался достоин причащения, чтобы людям была ниспослана благодать.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Томас Томмингас/53 новости

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15