1026

Завершена многолетняя реставрация Владычной палаты в Новгородском кремле - одного из самых интересных новгородских памятников, сообщает интернет-газета "Ваши новости".

Он и сейчас во многом остаётся загадочным. Есть ведь точка зрения, что здание, которое реставрировали сейчас, это не та самая палата, о строительстве которой иностранными мастерами летопись сообщает под 1433 годом, но эту точку зрения большинство учёных не поддерживает.

Руководитель реставрации Владимир Сарабьянов говорит:

- Впервые я столкнулся с таким многослойным памятником. У нас все древние памятники, как правило, церкви, перестроены по несколько раз, но эта, первая светская постройка, ещё сложнее. Это первое здание полностью потсроенное в Новгороде из кирпича. И в самой новой для новгородцев технологии постройки заложена была динамика разрушения. Через пятьдесят лет её пришлось перестраивать, потом снова. Сейчас здесь не менее 10 разных слоёв, не считая мелких изменений.

Обзор последнего этапа реставрации начинаем с сеней перед апартаментами новгородского архиепископа. Над входом в них - фреска с изображением архангелов Михаила и Гавриила.

- Рабочие, очищавшие чердак, увидели фрагменты фрески, и они к тому времени так прониклись важностью всего, что здесь есть, что немедленно позвали музейных работников, - рассказывает заместитель директора музея-заповедника Лариса Банникова. - Из Москвы срочно приехали реставраторы и скоро было принято решение восстанавливать первоначальный потолок и раскрывать фреску.

Дело в том, что в древности плоские потолки заменили сводами. А для того стены штробировали наполовину и на выдолбленный выступ ставили основание свода. Понятно, что на верхней части первоначальных фресок не сохранялось. А здесь - чудом уцелел фрагмент. Потолок сделали накатным деревянным, как в XV веке.

Покои архиепископа Евфимия II, который и был заказчиком строительства палаты и других зданий на Владычном дворе, в XVIII веке стали считать кельей архиепископа XII века Иоанна. И в 1822 году в палате освятили церковь в его память. Стены были расписаны изображениями, рассказывающими о жизни Иоанна и его чудесах.

Реставраторы раскрыли в покоях древние окна. Раскрыли на стенах фрески XVII века. Под ними находятся фрески века XV-го, но, как показал зондаж, от них сохранилось мало и решено было их не раскрывать. Живопись XIX века, снятая со стен, помещена на специальные щиты и вскоре будет выставлена в экспозиции музея-заповедника.

Сейчас реставрация закончена. Владимира Сарабьянова спрашивают: будут ли всё-таки делать готическим завершение палаты? Он вздыхает: душа-то лежит к этому, но мораль реставратора говорит: если точная реконструкция того, что было первоначально невозможна, то и браться за неё не следует. И тут же вспыхивает живой спор между ним и Ларисой Банниковой, которая считает, что восстановить исторический вид здания возможно. Вот, по её словам, один из главных противников этого, противодействовавший проекту на реставрационном совете, недавно признал, что отклонив эту идею, поторопились. А ведь и на знаменитой иконе «Видение пономаря Тарасия» видно островерхое завершение Владычной палаты.

Сарабьянов говорит, что есть у этого вопроса и политический аспект: не все готовы согласиться с тем, что близ Софийского собора появится историческое западноевропейское здание...

Будем надеяться, что учёные придут в итоге к лучшему выводу. А потом раскроют новые тайны Владычной палаты.

Кирилл Привалов/Ваши новости

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15