Епископ Арсений: Праздник Воскресения Господня означает избавление человечества от рабства тления и смерти

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня в Антоново.

По отпусте владыка обратился к верующим со словами проповеди: «Христос воскресе! В эти светлые дни, дорогие братья и сёстры, мы с вами вспоминаем о событии, весть о котором венчает каждое из четырёх Евангелий, а именно - о Воскресении Христовом. И когда мы раскрываем Евангелие, то видим, что первоначально вестницами этой радости стали простые женщины, жёны-мироносицы, которые рано утром, ещё до зари, пришли на гроб, чтобы воздать последний долг своему Учителю. Они даже не знали, что стража стоит у гроба, а думали только о том, кто поможет им отвалить непосильный для них камень. Но и это не остановило их, и они, придя на место, увидели, что камень отвален, а гробница пуста. И там же они увидели небесного вестника, который сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28:5-7).

И вот, вестницами это радости, этой новой надежды стали жёны-мироносицы. Они пришли к апостолам и возвести им эту великую радость. Они пришли туда, где царил траур, отчаяние, крушение всех надежд, и где естественной реакцией на их слова было неверие - никто им не поверил. Только Пётр и Иоанн побежали, чтобы своими глазами убедиться, действительно ли так, как говорят жёны-мироносицы - пуста ли гробница, и что это значит? Неужели враги украли тело Учителя, чтобы поглумиться над Ним и после Его смерти?

Но в тот же день, и в последующие сорок дней, снова и снова Христос является Своим ученикам со словами: «Мир вам, не бойтесь, это Я» (Лк.24:36). И Его явления, внушающие в начале какой-то страх, в конце концов, вдохновили апостолов, преобразили их. Христос - Победитель смерти, явившийся Своим учениками, принимающий перед ними пищу, показывающий раны от гвоздей, подарил им новую радость, новую надежду. И они поняли, что всё, что Он говорил, всё, чему учил, всё, к чему Он призывал - это не земное царство Израиля, о котором они мечтали, а это Царство божественной Любви, которая побеждает саму смерть.

Взыскуя падшее человечество, Христос стал одним из нас, как поётся в одном из песнопений Великой Субботы: «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снизшел еси ищай» (Похвалы Великой Субботы, 25). Он стал Человеком для того, чтобы освободить нас от рабства греху, от смерти и ада. Прообразом этого служила Пасха Ветхого Завета, когда воспоминалось избавление Израиля от рабства в земле Египетской. Теперь же совершилась истинная Пасха, ради которой устраивалась вся Священная история и к которой она вела. Началось наше спасение.

Люди, которые любили Христа, те же женщины, те же апостолы, конечно, были подавлены Его казнью. Для них это был конец всего. Но оказалось, что это начало чего-то нового, чего-то более великого, потому что отверженный миром Праведник, Сын Человеческий, был Тем, о Ком говорит Иоанн Богослов в начале своего Евангелия: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:4-5). И как говорит один из древних отцов Мелитон Сардийский, «когда Спаситель на кресте закрыл глаза, свет засиял в аду» (О душе и теле и страстях Господних, 12). Сама смерть, самый ад разрушается пришествием Бога. И это происходит ради нас, ради того, чтобы мы были освобождены, чтобы мы перешли к свободе, к жизни вечной.

«Пасха» означает «переход», избавление, и нам даруется это избавление от рабства тления и смерти. Мы все усыновляемся во Христе Богу Отцу. И вот, торжествующая весть о победе над смертью, о спасении, которое совершил для каждого из нас Сын Божий и стала сердцевиной апостольской проповеди, которая две тысячи лет назад начала изменять этот мир. Она до сих пор преображает этот мир, преображает сердца и умы людей, уверовавших во Христа, последовавших за Ним, принявших Его. Он, наш Спаситель, наполняет Собою всю нашу жизнь и даже нашу смерть, преображая, наполняя светом и любовью, даруя нам вечное Своё Царство и вечную жизнь.

Эти светлые дни - напоминание нам об этом. Будем хранить эту память в течение всего года и всей нашей жизни. Память о том, что Христос Спаситель - Победитель смерти - с нами, со своей Церковью. И будем всегда помнить Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Он уже светит в этом мире, и тьма не сможет Его победить, не сможет Его объять. С этим Светом и нам ничего не страшно, Он прогонит всю тьму, всё зло и все страдания этого мира и приведёт всех верных Своих к невечернему дню Царства Своего. И пусть вечные слова, читаемые каждую ночь на Пасху, из послания Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, послужат нам вдохновением, укреплением и надеждой, а также освещают нашу тьму, которая, подчас, сгущается в этой временной жизни: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».