1099

"И Дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди, жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром".  (Откр. 22,17).

                                                                                                 

                                                                                     

                                  Возлюбленные о Господе братья и сёстры

                                                     Христос Воскресе!

«Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу  Тебе». Эти слова из пасхального канона всецело относятся ко всем тем, кто пережил молитвенно и в воздержании от всего суетного и временного дни святой Страстной Седмицы, кто встретил в радости духовной Воскресшего Христа. Эта встреча, так или иначе переживаемая, случается в каждом верующем сердце. Она есть, на самом деле, исполнение самых глубинных человеческих надежд, ибо Воскресение Христово - ответ на самые насущные вопросы человеческого бытия. Что такое жизнь и что такое смерть? Что ведёт к жизни и что приводит к смерти? Может ли человек удовлетвориться самим фактом бытия, не задумываясь о его смысле? И не в этом ли самое важное различие между самосознающим себя и свою внутреннюю жизнь человеком и животным удовлетворением собственных биологических инстинктов? Более того, что мы понимаем под развитием человека и человечества, и в какой мере бытие, ограниченное только лишь рамками естественного существования, может быть  доказательством развития деградационных процессов в человеке? “Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14) – сказано было искусителю, проникшему во внутреннюю жизнь человека. 

Что же удерживает нас от того, чтобы окончательно стать животными и отказаться от мучительных вопросов, связанных с поиском истинного смысла жизни и спасения от кажущейся бессмыслицы их себе задавать на каждом этапе медленного приближения к смерти? 

Исходя из своего собственного опыта, мы знаем, что человек живёт таким образом, как будто никогда не умрёт. Всё, что он собирает, он, в лучшем случае, надеется использовать в своей земной жизни. Обычно мы мало заботимся о том, что необходимо нам для вечности. Наши стремления к обладанию жизнью во всей её полноте несомненны, но самыми важными нам почему-то кажутся вещи, которые предназначены только ко временному использованию. Однако, для людей долго живущих на земле, для тех, кто страдает от болезней и одиночества, кто устал от жизни, несомненно, также и стремление, к освобождению от этой кажущейся непереносимой и бессмысленной тяжести. Получается странная ситуация. С одной стороны, человек стремится жить «во что бы то ни стало», помимо смыслов и внутренних переживаний, а с другой, иногда как апостол Павел, стремясь окончательно быть со Христом, а, иногда из-за непереносимых жизненных обстоятельств - мечтает отрешиться от ветхих одежд плотской телесности. Часто бывает, что человек  ничего в этой жизни не может уже пережить, кроме собственных воспоминаний, которые могут быть добрыми или похотливыми, но он боится потерять и их, потому из последних сил борется за жизнь. Такой человек не верит во Христа Воскресшего, потому что не знал Его, не переживал восторга встречи с Ним, не умилялся в слёзном покаянии о своих грехах от ощущения Его близости. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 14-16).

Людям свойственно жить будущим, надеждой, но в тоже самое время они, как правило, стремятся сохранить себя и в прошлом. Стремясь сохранить о себе добрую память после нашей смерти, мы хотим оставить себя  в  памяти наших близких – значит, всё равно, в прошлом.  Христианская культура развивалась благодаря дерзновенным устремлениям лучших людей к Горнему и неизведанному. В этом они опирались на свою веру в Воскресшего Христа и на надежду, открывающуюся за порогом смерти. Чтобы развиваться в будущем - нужно иметь твёрдое основание в прошлом. Это касается как отдельных людей, так и любых человеческих сообществ. Основание Церкви – Воскресший Христос. Но Воскресший Христос не есть наше воспоминание, Он не в прошлом и не в будущем.  Он в настоящем каждого верующего человека. Однако для нас, грешных, но стремящихся к совершенству, Он всегда и настоящее, и будущее, потому что Христос входит в нашу жизнь по мере нашего восхождения к Нему. Потому что для вечности нет прошедшего времени! Но вечность в Боге предполагает, возможно, будущее, ибо Бог есть бесконечность в любви, и Воскресший Христос бесконечно открывает нам эту Божественную безмерность. 

Чтобы Христос жил в нас, мы должны освободить у себя в душе пространство для Его пребывания. «…Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, - взывает Господь к Своему Небесному Отцу, - в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26). И чтобы Христос вместился в нашей душе во всей полноте, нужно  всецело освободить свою жизнь для Него. Для того и существует время Великого поста… Время воздержания и долгих богослужений. Время пребывания нашего с Богом и в Боге в мыслях и делах во славу Его. «Господи, Боже спасения моего! Днём вопию и ночью пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо мое к молению моему» (Пс. 87, 2-3).

Мы, однако, знаем на собственном опыте, что  человек только тогда принимает Христа во всей полноте, если Он вполне отвечает нашим ожиданиям. Даже апостолы, те, кто видел своего Божественного учителя, был свидетелем Его чудес, слишком были привязаны к собственным представлениям о спасении. Их беспокоила, прежде всего, политическая ситуация в Палестине.  Они тоже, вероятно, вели беседы о справедливости, равенстве, братстве, свободе. Им хотелось видеть во Христе победителя во всех тех делах, которые казались самыми главными: чтобы никто не воровал, чтобы у всех всё было, чтобы закончилось их национальное унижение… Ученикам Христовым вовсе не казалось важным, что Бог сотворил человека для вечности, что Он вочеловечился, чтобы человека научить быть достойным вечности. Ведь только в этом случае имеет смысл умирать на кресте и побеждать смерть. Но даже по Воскресении, являясь ученикам, Он слышал их боязливое вопрошание: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). 

Та радость, которую приносит нам Христос, радость любить не ради награды, а ради самой любви, кажется нам мало значимой. А то, что приносит нам, в конце концов, бесконечное горе представляется соблазнительным. Шестьсот лет до Рождества Христова пророк Исаия писал: «Горе тем, которые зло называют добром… Горе тем, которые мудры в своих глазах… Горе тем, которые храбры пить вино… Которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного… За то возгорится гнев Господа на народ Его…» (Ис. 5, 20-25). И сегодня перечень язв нашей народной жизни чрезвычайно широк. И сегодня с ещё большей настойчивостью зло мыслится и пропагандируется под видом добра, потому что человек забыл о своём предназначении к вечной жизни. Мало кто способен просто задуматься над тем, что свобода возможна только в Боге, равенство - только перед Богом, а истинное братство - только в любви.

И всё же, мы вместе со святым Иоанном Златоустом, в веселии сердца вновь восклицаем: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? … Христос воскрес и пали демоны… Нет ни одного мертвого во гробе…» Христос стал для нас первенцем из мертвых. Его любовь исцеляет наши сердца, ибо то, что невозможно человеку - возможно Богу. 

Пусть же Воскресший Христос всегда будет рядом с нами во всех наших дерзновенных стремлениях быть христианами не на словах, а на деле. Будем жить вечной жизнью уже сейчас, несмотря на скорби и подверженность греху, ибо Христос, подобно отцу заблудшего сына выходит нам на встречу. Если, конечно, у нас достаточно мужества встать на путь духовного возрождения, если душа наша действительно жаждет вечности во Христе! 

                                                Христос Воскресе!

             

+Лев

                                                         Митрополит Великого Новгорода и Старорусский 

                                                                                   

  Пасха Христова

         2013 г.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15