238

18 марта 2022 года епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Архистратига Михаила села Новоселицы Новгородского района.

По отпусте владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Дорогие братия и сестры! В течение Великого поста в среды и пятницы, а также в определённые праздничные дни, совершается одно из красивейших богослужений нашей Церкви, которое называется Литургия Преждеосвященных Даров. Это древнее богослужение, которое своими корнями уходит во времена древней Церкви. Тогда ещё были гонения на христиан в Римской империи, и христиане, не бывшие на богослужении по каким-то уважительным причинам, получали Святые Дары через диаконов и дома причащались. Но как о богослужении, известном нам, мы имеем сведения, что уже в VII веке в Константинопольской церкви, а вообще на Востоке возможно и раньше, совершалась эта служба. Это была эпоха, когда святой Григорий Двоеслов, будущий папа, то есть патриарх Римский, был в Константинополе представителем своей Церкви.

Наши служебники (правда, это поздняя традиция), приписывают его авторству Литургию Преждеосвященных Даров, почему мы и поминаем его на каждом отпусте этого богослужения. Однако, как уже было сказано, оно возникло на Востоке, и святитель Григорий не был его автором. Он мог увидеть его в Константинополе, а впоследствии привнести в Римскую Церковь некоторые обычаи Восточной Церкви. С его именем связан ряд богослужебных особенностей и реформ в Западной Церкви. И тот факт, что имя святителя Григория Двоеслова стоит в названии этой службы указывает как на её древность, так и на то, что она происходит из той эпохи, когда церкви Востока и Запада были единой Православной Церковью. Также мы знаем, что в уставе Константинопольской церкви Литургия Преждеосвященных Даров совершалась в течение Великого поста ежедневно. Традиция ежедневного служения этой Литургии в Великий пост пришла и к нам с Крещением Руси. Но потом в эпоху святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского, когда Студийский устав был заменён Иерусалимским, эта традиция была почти утеряна. Но она ещё сохранялась в Киево-Печерской Лавре до XX века.

Практика служения этой Литургии в будние дни Великого поста, по средам и пятницам, как мы сейчас это совершаем, говорит о желании верующих быть со Христом, чаще чем раз в неделю. Подразумевается, что мы причащаемся в воскресенье, но Церковь предлагает нам ещё и Литургию Преждеосвященных Даров. Слово «Литургия» в её названии говорит нам не о том, что это полная Литургия, как, например, Иоанна Златоуста или Василия Великого. В таком случае, это вечернее богослужение, во время которого совершается причащение Дарами, освящёнными ранее, на последней полной Литургии в воскресенье. Но почему тогда Литургия? Литургия с греческого языка буквально переводится, как «общее дело», в том смысле, что каждое церковное богослужение должно быть общим делом всех христиан. В таком смысле это богослужение и называется Литургией, это общее дело, и мы все призываемся к участию в нём.

В течение Великого поста, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров постоянно, рефреном, звучит молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего…». В ней содержатся покаянные прошения и испрашиваются дары добродетели у Бога. Но самым важным, как мне представляется, является начало молитвы. Оно задаёт нужную тональность не только для этой молитвы, но и для всех наших прошений и всего нашего предстояния перед Богом. Мы исповедуем, что Господь - Владыка нашей жизни, мы предаём Ему нашу жизнь, как мы повторяем об этом в конце каждой ектении, а также словами молитвы Господней: «Да будет воля Твоя». Мы желаем, чтобы Он был Царём нашей жизни. А значит мы, исповедуя Его Господом и Владыкой нашей жизни, должны стремиться и жить по Его закону и слову, по Его святой воле. И мы желаем, чтобы Его воля исполнялась не только в нашей жизни, но и во всём творении, во всём мире. Но именно от нас зависит наша верность Его воле и наше следование Его заповедям.

Вот такая двоякая мысль. Во-первых, мы признаём, что всё в нашей жизни происходит не без воли Божией, как и в мире в целом. По крайней мере, когда кажется, что человек в своих грехах, в своей злобе далеко отошёл от Бога и Его закона, что мир катится к погибели, мы всё равно должны помнить, что ещё есть Господь, Который скажет Своё слово, всё расставит на свои места, и восторжествует Его правда и Его любовь. А, во-вторых, мы исповедуем и свою готовность, и желание жить по Его воле. Если Господь - Владыка нашей жизни, значит мы должны жить по Его воле и Его заповедям, которые должны быть руководящими принципами нашей жизни. Тогда наша жизнь войдёт в созвучие с волей Божией, и нам не нужно будет ломать голову над тем, в чём же заключается воля Божия о нас и что великого должны мы сделать в нашей жизни. Мы должны в каких-то маленьких поступках, в словах, в отношении к ближним нашим ежедневно и ежечасно выправлять свою жизнь в соответствии с волей Божией, в верности Его законам. Тогда вся наша жизнь придёт в согласие с Его волей. А это то, к чему Господь нас призывает, то, в чём заключается наше призвание в этом мире, и главное - замысел Божий о нас, как о Своих возлюбленных чадах, которые имеют наследовать и Жизнь Вечную, если стремятся быть с Ним».