247

10 марта 2022 года, в четверг первой седмицы Великого поста, епископ Арсений совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме святого благоверного князя Александра Невского в Григорово.

Затем владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Мы с вами вступили в Святую Четыредесятницу, сорокадневный пост, который является для нас паломничеством к Пасхе Господней. И в наших богослужебных текстах проводится параллель поста с сорокалетним странствием Израиля в пустыне после исхода из Египта. Как пост призван нас очистить, обновить и привести к встрече с Воскресшим Господом, Который в этом смысле является для христиан «Землёй Обетованной», так и вся наша жизнь - это странствование к нашему истинному Отечеству - ко Христу и Воскресению. Но для этого мы с вами должны освободиться от рабства, от Египта, что в духовном смысле означает грех, страсти, какие-то греховные немощи. И это невозможно сделать одномоментно, этому посвящена вся наша жизнь. Мы идём по пути следования воле Божией, борьбы с грехом. Это путь нелёгкий, тернистый, но нашим предводителем и заступником на этом пути является Сам Христос, Который и ведёт нас к нашей спасительной цели.

Каждый Великий пост мы призваны побороть в себе какой-то грех, немощь или греховную привычку, призваны приблизиться к Богу, но самое главное постараться расслышать, осознать, ощутить Его спасающее присутствие в нашей жизни, почувствовать себя Его народом, которым Он руководит. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), и Его слово верно, Он всегда со Своей Церковью, Он всегда с нами. Но мы часто забываем или, можно сказать, разучились чувствовать Его присутствие в нашей жизни. Сквозь суету, повседневные заботы, и сквозь наши падения и грехи мы не можем расслышать Его спасительный голос, услышать Его волю о нас. И пост - это время, установленное Церковью, для того, чтобы мы устранили то, что мешает нам услышать зов Господень и по-новому почувствовали, услышали Его, встретили Его в тайниках нашей души и в обстоятельствах нашей жизни. Пост даёт нам все необходимые средства: и покаяние, и молитву, и участие в таинствах.

С древних времён пост был выражением покаяния и особо сильной молитвы перед Богом. Но именно Христианство принесло ещё одно важное измерение, чтобы мы не думали, что весь смысл поста заключается в том, что есть только я и Бог, и нет никого больше, а ближние часто могут только мешать мне молиться и поститься, совершают что-то, за что я должен их прощать. И, чтобы не было таких эгоистических соображений, уже в подготовительный период к посту, в Неделю о Страшном суде, мы слышим, что Господь прямо говорит о том, за что Он будет судить каждого человека. И вспомним, ведь там ни слова не говорится о том, как человек постился, что кушал, а что не кушал. Там говорится, послужил ли он Христу в лице ближних, накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, посетил ли больного или заключённого в темнице. И те, кто был оправдан Богом, это люди, кто послужил Ему, служа своим ближним. Это очень важная мысль. Христос говорит, что послужить Богу можно, лишь послужив нашим ближним. Ещё в Своей земной жизни Спаситель, собрав Церковь, сделал из неё Свою семью. И сейчас Церковь - это не собрание одиночек, где каждый по-своему молится, каждый сам перед Богом, а это община, это народ, это семья, прежде всего. Все заповеди в Новом Завете, которые говорят о любви к ближним, могут быть исполнены в таком собрании только тогда, когда мы не избегаем, а раскрываем своё сердце ближним нашим.

Христиане с древних времён в пост, помимо покаяния и молитвы, деятельно исполняли заповеди о любви, то есть совершали милостыню. Они не тратили в посту больше, чтобы есть какую-то особенную пищу, а тратили меньше для того, чтобы помогать ещё и неимущим, ущемляя и ограничивая себя, и в этом был подвиг христианской любви. Скажем, нет среди нас богатых людей, которые могут вести широкую благотворительную деятельность, но, когда мы встречаемся лицом к лицу с человеческой бедой и страданием, мы можем проявить участие, милосердие, можем помочь, хотя бы копейкой, хотя бы куском хлеба, добрым словом или хотя бы молитвой, если больше ничем помочь не можем. В этом и будет заключаться наше христианское призвание и наше исполнение заповедей Христовых о любви к ближним. Не будем никогда об этом забывать, что пост в христианстве - это не только и не столько личная аскеза, сколько исправление своей жизни. Но, где мерило, где критерий, по которому мы поймём, что жизнь исправляется? Это отношение к нашим ближним, когда вместо злобы приходит прощение, когда вместо жестокосердия приходит милосердие, когда вместо равнодушия мы оказываемся способны проявить участие. Вот критерий нашего духовного роста.

В делах милосердия заключается один из смыслов поста, в этом нас убеждает не только христианская древность, но ещё даже в Ветхом Завете, у пророка Исаии есть слова, о том, что такое истинный пост: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"» (Ис.58:3-9).

Если правда, что пост - это время, когда мы стараемся почувствовать, услышать, заново пережить встречу с Богом в нашей жизни, то именно служение ближним прямой путь для этого. Если сердце наше будет открыто ближним, то в их лице мы встретим Самого Господа. А ведь в этом и заключается смысл нашей христианской жизни - быть со Христом и в этой жизни, и в вечности. Поэтому никогда не будем забывать, что мы призваны быть соработниками Бога в этом мире, Его орудием, Его руками. И это не только изменит жизнь ближнего к лучшему, но изменит и нашу жизнь, принесёт в неё свет, добро, святость. И тогда мы услышим в обстоятельствах нашей жизни или в тайниках нашего сердца этот вдохновляющий и ободряющий глас Господень: «Вот Я!» (Ис.58:9)».