304

23 января 2022 года, в Неделю по Богоявлении, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после Евангелия проповедь произнёс иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к верующим со словами проповеди: «Мы продолжаем пребывать в свете праздника Богоявления Господня, и в эти дни до самого отдания поются торжественные песнопения, которые говорят о явлении Бога в этом мире, свете, спасении и преображении нашего мира в пришествии Сына Божия Господа Иисуса Христа. 
Православная иконография очень богата и глубока. Это целый символический, духовный язык, он делает изображение не просто чем-то вроде исторического или схематического изображения события, но это действительно богословие в красках, как учит Церковь, говоря об иконописи. И вот сосредоточим внимание всего на одной детали - на иконе Крещения Господа нашего Иисуса Христа, которая сближает ее с иконой Воскресения. Христос входит в бездну, водную стихию, крестясь в реке Иордан, можно сказать, что здесь уже изображается Его схождение во ад, потому что для Ветхого Завета, для древнего сознания водная стихия ассоциировалась с бездной, хаосом, с чем-то, что противостоит Богу. Когда-то Бог вызвал из этого хаоса Бытие – сотворил весь мир, но представление о тьме, о смертоносной бездне, о водах потопа продолжало сохраняться в религиозном сознании.

Об этом символизме говорит и святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Богоявление, там сказано от лица Христа следующее: «Враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать его, как возвещал о Мне пророк: "Ты сокрушил головы змиев в воде"» (Пс. 73:13). Это пророчество из псалма Давидова, но также и ссылка на обетование, данное прародителям после изгнание из Рая, что семя жены сотрет главу змиеву. Явление Бога в этот мир и служит той самой цели - сокрушить главы змиев. Враг, некогда оторвав человека, а через него весь мир, от Бога, повержен Христом. Иногда сходство на иконах доходит до того, что Христос в Иордане стоит на каком-то подножии, которое соотносится с поверженными вратами ада на иконе «Сошествие во ад». Тем самым мы говорим не просто о событиях Крещения Господня и о начале проповеди Спасителя, но о чем-то более глубоком и вечном. А именно о самом явлении Бога в этот мир ради нашего спасения, о Его Рождестве в этом мире, о Его победе над бездной, над диаволом, Его смерти и Воскресении, а также о Преображении этого мира и человеческой природы.

В центре нашего внимания, как в фокусе духовного и телесного зрения, Сам Христос Спаситель, Он - Совершитель нашего спасения, а всё вокруг - это детали, которые подчеркивают тот или иной аспект Его земного служения. Но именно здесь Он, сокрушающий главы змиев, сокрушающий врата ада, чтобы освободить его узников. Также знаменательно, что на обоих иконах и Крещения, и Воскресения изображён Иоанн Креститель, который возвещал Спасителя на земле, и также ему было суждено стать Предтечей и проповедником покаяния во аде до сошествия Христа. И вновь мы устремляемся нашим вниманием к тому возвышенному и прекрасному смыслу, который содержится в этом празднике – это явление Бога в мир ради спасения этого мира, хотя и оторвавшегося от Бога через падение прародителей. Мир перестал Его видеть, чувствовать, знать, подвергся тлению, страданию и смерти. Евангелие, радостная весть, говорит о том, что Бог не оставил созданный мир, пусть падший и испорченный, но мир и человек как венец творения не перестал быть любимым Богом. И Он приходит в этот мир, чтобы его исцелить, возродить, преобразить и наполнить светом Своего Божества. И это преображение, возрождение и спасение мира начинается во Христе. Оно уже началось, и в рамках этого праздника мы снова переживаем, вспоминаем об этом и стараемся приобщиться к этому исцелению, спасению и преображению мира, которое уже действует и происходит, и к которому мы с вами призваны через нашего Господа».

Затем владыка поздравил с юбилейной датой прихожанку монастыря Кузнецову Валентину Михайловну.