262

16 января 2022 года, в Неделю перед Богоявлением, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди: «Сегодня мы находимся на пороге праздника Богоявления Господня. Этот праздник, который Церковь отмечает 6-го января по старому стилю, а по-новому, как известно, 19-го января, имеет более древнее происхождение, чем праздник Рождества Христова. Задолго до того, как в Риме начали праздновать Рождество в эпоху императора Константина Великого, на Востоке уже более ста лет праздновали Богоявление Господне. Этот праздник был самым великим и значимым во всем церковном круге, приближаясь к Пасхе по своему значению. Потому что, как и к Пасхе, к нему готовил сорокадневный пост, и было приурочено крещение новообращенных в канун этого праздника.

Также по аналогии с пасхальным циклом, период попразднства Богоявления был большим и заканчивался на сороковой день праздником Сретения Господня. То есть по своему значению для Церкви, этот день был как бы «второй Пасхой». Именно этот праздник заключал в себе богатую палитру смыслов и событий: Рождество Христово, явление Бога в этом мире, поклонение волхвов и бегство в Египет, Крещение Господа нашего во Иордане, а также искушение в пустыне, начало проповеди и первое чудо на браке в Кане Галилейской. Но главный же идейный смысл праздника – это именно явление Бога в этом мире нашего ради спасения, как мы и поем в песнопении этого праздника: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой Господи знаменася на нас…». Бог явился в этом мире!

Впоследствии, когда Рождество, возникшее независимо, в Западной части Церкви, пришло на Восток, появился особый праздник 25 декабря (7 января по новому стилю). В этот день стали отмечать пришествие Бога в этот мир, рождение Его в Вифлеемской пещере, а с праздником Богоявления стало больше ассоциироваться событие на Иордане, то есть Крещение Господа. Но можно сказать, что это единый праздничный период и в ныне существующий Церкви. Рождество и Крещение Господне даже на уровне богослужебного устава являются праздниками двойниками, что выделяет их среди прочих других праздников и опять же сближает с Пасхой. Так, накануне читаются Царские часы, накануне, или в сам день праздника, служится Литургия Василия Великого, накануне положен строгий пост – Сочельник и т.д.

Но сейчас, в преддверии этого праздника, хотелось бы напомнить всем нам о том главном событии, которое легло в основу этого праздника. Мы вспоминаем не только и не столько событие Крещения, когда Христос вошел в воды Иордана. Мы устремляем свой взор на главный и величайший смысл обоих праздников – это пришествие Бога в этот мир ради нашего спасения. Бог явился в этом мире не для того, чтобы просто сверкнуть как молния и исчезнуть, а, чтобы остаться, освятить и исцелить этот падший мир. Его присутствие познается чистыми сердцами, оно открывается в Церкви, в Таинстве святой Евхаристии, оно открывается в совершении добрых дел, дел милосердия. Иногда и в тяжких обстоятельствах нашей жизни мы можем особо осознать Его присутствие, но само это присутствие никуда от нас не денется. Мы можем его не ощущать или забывать, становиться нечувственными к этому присутствию Христа, но Сам Господь верен Своему обетованию. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), - говорит Он. Нам никогда не нужно об этом забывать. Нам следует жить в ощущении этого спасающего, вдохновляющего и радостного, но в тоже самое время страшного и ко многому нас обязывающего, присутствия Бога. Мы также не должны забывать, что мы как Церковь все вместе тоже призваны быть присутствием Бога в мире, и освящение этого мира начинается с освящения наших сердец. Освящение всего мироздания начинается с освящения каждого конкретного человека.

Господь Иисус Христос вошел в Иордан для того, чтобы освятить его воды, и это означает, что Он освящает не только человека, но и весь мир, падший, поврежденный человеческим грехом, но который вновь должен вернуться к первозданной чистоте. Вода когда-то стала средой, где зародилась жизнь в этом мире, но уже в Ветхом Завете мы видим, что она стала образом хаоса, бездны, разрушающей и страшной. Именно эта первоначальная, животворящая стихия освящается Христом в день Его Крещения на Иордане для того, чтобы в будущем было освящено и все мироздание. Начало положено в этом Богоявлении, в пришествии Бога в этот мир, а завершится это тогда, когда закончится история этого мира. Об этом времени апостол Павел говорит: «Будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). И Церковь является откровением этого присутствия Бога в этом мире, этой освящающей силы, которая уже есть в мире и продолжает спасение человека».