218

26 декабря 2021 года, в неделю Святых Праотец, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском Соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Нынешняя неделя посвящена Святым Праотцам, это предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В этот день вспоминаются Праотцы, это те патриархи и родоначальники еврейского народа, о которых говорится в Новом Завете, и в длинном перечне которых особым образом выделяются те, которые предвозвестили пришествие в этот мир Спасителя. Тем самым мы вспоминаем не только Ветхий Завет, но и всю историю дохристианского человечества, которое нуждалось в Спасении и пришествии Искупителя.

Мы все сейчас с вами находимся в преддверии Рождества Христова, скоро будем отмечать этот великий праздник, к которому нас готовит Рождественский пост. Молитва, покаяние, Причастие, добрые дела, дела милосердия – это то, чем призывает Церковь очистить нас свою душу и украсить жизнь, чтобы в нее вошел Спаситель. Но не следует забывать о том, что Рождество Христово изменило всю человеческую историю, это событие уже произошло, и весь богослужебный и постный период вновь напоминает об этом. И каждый день вновь и вновь нас готовит к великим праздникам и учит чему-то важному, возвышенному, чем наша обычная жизнь. Одним из таких древних традиционных напоминаний для христиан, была мысль о Втором пришествии Иисуса Христа. Напоминание о том, что уже родившийся Спаситель придет вновь в этот мир, чтобы изгнать отсюда все зло, страдания, грех, смерть и явить Свое Царство. И Рождество Христово, этот как раз и есть то самое начало нашего спасения, последнего преображения мира, которое Господь замыслил о всём Своем творении, как и о каждом из нас. Став человеком, войдя в этот мир, соединив нас с Собою для того, чтобы вернуть падшего Адама и все человечество к Богу и Отцу.

Об этом же нам напоминают строки из сегодняшнего апостольского послания: «Братия, когда явится Христос в нашу жизнь, тогда и вы с Ним явитесь во славе» (Кол. 3:4), - пишет апостол Павел. То есть вся жизнь христианская и есть подготовка к этому Пришествию Господа во славе для того, чтобы и нам, очистившись от грехов и отвергнув ветхого человека, украсив себя добродетелями, явиться пред Христом во Царствии Его. Евангельская притча о Брачном пире рисует возвышенными красками последние времена. Брачный пир - это Царствие Божие, в которое Господь призывает всех нас. «Много званных, но мало избранных» (Лк 14,24), - заключает Свою притчу Христос. Согласно этой притчи, один богатый человек устроил богатый пир для того, чтобы пригласить своих друзей, но один за другим близкие ему люди начали отказываться. Один сказал, что купил пять пар волов и хочет их испытать, второй купил землю, и он занят в трудах на ней, третий же нашел причину в том, что недавно женился, и это удерживает его ответить согласием на приглашение. То есть все они отказались.

Эта притча звучит как предостережение для каждого из нас: мы все призваны, но отвечаем ли мы любовью, доверием, благодарностью Богу на этот призыв? Не находим ли мы множество оправданий и не привязаны ли слишком к Земле и ее радостям, удовольствиям больше, чем к Богу? Ведь все, что перечислено - это не грехи, а скорее дары нам от Бога, но они не должны заслонять нам Создателя. Речь о том, что ничто не должно быть для человека выше Бога в этом мире, но человек забывает об этом. В этом и состояло первое грехопадение прародителей, когда они увидели другую ценность, другую красоту вместо Бога. Но Господь призывает нас восстановить эту гармонию вещей. Он Сам явился в этом мире для того, чтобы напомнить и призвать к Себе. Дорога к этому Пиру в Царствии Божием открывается Христом, Господом нашим, и от нас ожидается благодарное и смиренное шествие этим путем, а не замыкание в себе, отвержение Бога делами и словами. Когда мы называемся христианами, мы живем так, как Он заповедает нам всем. Если мы не живем по Евангелию, то какие мы Христовы ученики? И именно в преддверии Рождества Христова нам снова всё напоминает о том, что Господь совершил. Он нас снова призывает к вечной радости, к любви всеобъемлющей, к блаженству вечному, перед которым любые земные удовольствия как дым. Они закончатся когда-то. А придет Господь, и в этом мире откроется Его царство. И какими мы встретим это пришествие: радостными или исполненными ужаса?

Много званных, но мало избранных не потому, что Господь кого-то отбирает, а кого-то нет, и не считает достойными Себя, а потому что люди считают Бога не достойным себя. Не отвечают Ему любовью, благодарностью и верностью. И пусть так не будет с нами, и мы постараемся отвечать Богу любовью на любовь, благодарностью за все, что Он совершил ради нашего Спасения и на доверие отвечать доверием».