374

18 ноября 2021 года, в день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

После Причастия было совершено славление с молитвой святителю Ионе.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим со словами проповеди: «Сегодня мы празднуем память святителя Ионы, архиепископа Новгородского, и обращаемся к нему в молитве, чтобы он, как наш архипастырь, продолжал предстательствовать за нас перед Престолом Божиим. Он и в жизни проявил себя как добрый пастырь, ограждая свою паству в то уже неспокойное для Новгорода время, защищая, умиротворяя и предстательствуя перед сильными мира сего. В раннем детстве преподобный Михаил Клопский предсказал ему, что он, Иван, так его звали в миру, станет будущим архиепископом Великого Новаграда, что и случилось в середине XV века. Памятником его святительства является церковь преподобного Сергия Радонежского в часозвоне Новгородского Кремля – самый древний в России каменный храм в честь преподобного Сергия. Погребен святитель был в монастыре, из которого он и был призван на Новгородскую кафедру, это Ионо-Отенский монастырь в окрестностях Новгорода. Сейчас этот монастырь не сохранился, он был разрушен во время войны, потому что там была расквартирована испанская «Голубая дивизия», и результате боевых действий от монастыря почти ничего не осталось. Сейчас только стоит крест, а также обозначено то место, где под спудом находились, и, Бог даст, находятся,​ мощи святителя Ионы.

Сегодня мы также вспоминаем и память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России и всех святых отцов-участников Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов. Память святителя Тихона празднуется в связи с тем, что в этот день, 5-го ноября по старому стилю, состоялось его избрание на кафедру предстоятелей Всероссийских, когда было восстановлено патриаршество после двухвекового упразднения этого служения в Русской Церкви. Установленное в XVI веке патриаршество, в петровское время было упразднено и заменено коллегиальным органом управления Церкви – Синодом. Этот период в истории Русской Церкви с начала XVIII века до начала XX века называется «Синодальным», потому что Церковь, встроенная в государственную систему, управлялась Святейшим Правительственным Синодом и практически представляла собой одно из министерств Российской империи. Двоякая ситуация. Мы видим, что православная империя много заботилась о просвещении, о распространении веры Христовой, особенно на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в других регионах, заботилась об укреплении Православия.

С другой стороны, Церковь была лишена самостоятельности и канонического возглавления весь этот период, была полностью подчинена государству. Когда же начались революционные события 1917 года, никто из отцов, участников Собора, ни, наверно, сам патриарх Тихон, не представляли, какой крестный путь ожидает в последующие годы всю Русскую Церковь. И сегодня мы вспоминаем участников Поместного Собора, многие из которых прославлены в лике святых. Это и сам патриарх Тихон, это и митрополит Петроградский Вениамин, расстрелянный в 1922-м году, во время компании по изъятию церковных ценностей, это и митрополит Владимир (Богоявленский), Киевский митрополит, который первый из архиереев уже в начале 18-го года принял мученическую смерть.

Но, однако, в этот страшный период наша Церковь оказалась способной принять очень важные и нужные решения. Помимо восстановления патриаршества было сделано многое на уровне церковного устава, монастырей, епархий, простых приходов, семинарий, миссий и т. д. И главным принципом всех этих преобразований, которые принимались отцами Поместного Собора, было возвращение к древним принципам церковной соборности на всех уровнях, от патриаршества до приходского. Мыслилось, что все архиереи, игумены, приходские священники и настоятели должны избираться народом, как это и было в древности. Пастыри служили бы своей пастве всю свою жизнь, а не перемещался с места на место. Было принято много иных насущных решений. Но последующая история кровавых и разрушительных гонений, которые фактически поставили под вопрос само существование Русской Церкви в 20-е, 30-е, 40-е годы, а также последующие антицерковные компании, в общем-то свели на нет все эти преобразования, все​ эти благие намерения. Но мы сегодня чтим и святителя Иону, и патриарха Тихона, и многих святых, как наших предшественников древности, так и свидетелей веры недавнего времени. Тех, кто эти небывалые в истории Церкви гонения встретили лицом к лицу, проявили себя мужественно,​ действовали в духе любви к Богу и ближним.

 Они – и архипастыри, и простые священники, и миряне всех поколений, прославленные во святых или может быть не прославленные, а ведомые только Богу подвижники благочестия, являются не только нашими предстателями, наставниками и молитвенниками, но и учителями. Их образ, житие и труды должны нас подкреплять, вдохновлять, давать новые силы в борьбе со злом, прежде всего, в самих себе, силы поступать по заповедям Христовым, служить Богу и служить нашим ближним, то, к чему нас призывает Церковь. Будем стараться жить так, как наставляли нас наши святые, наши духовные наставники и, как и сейчас они продолжают наставлять нас и молитвой, и своим житием».