420

21 ноября 2021 года, в день памяти святого архистратига Божия Михаила, в храме архистратига Михаила посёлка Новоселицы Новгородского района благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев возглавил праздничную Божественную литургию.

Его высокопреподобию сослужил клирик Софийского собора иерей Михаил Ершов.

После прочтения евангелия отец Игорь обратился со словами проповеди к молящимся: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, как к Христу подошёл сначала человек по имени Иаир, он был начальник синагоги. Потом подошла болящая женщина, страдающая много лет болезнью. А Христа окружало огромное число людей. Так вот начальник на удивление всех стоящих падает перед Христом на колени и просит Христа войти в дом. Потому что у него в доме тяжело болеет его единственная дочь и умирает перед глазами, и никто не может помочь. Казалось бы, этот человек поступает правильно. К кому ещё, как не к Богу обратиться? Но почему об этом человеке вспоминается в Евангелии? Этот человек совершил поступок для многих окружающих его очень странный и неприемлемый. Здесь подчёркнуто, он падает перед Христом на колени. А ещё мы видим, как болящая женщина без имени каким-то образом протиснулась и прикоснулась лишь к краю одежд Христа. И вот Господь, а народ теснил его, спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» И все стали отказываться, что это не они.

Вот такая простая была вера этих людей, как детская. Кто-то совершит поступок: это не я, не я. В такой простоте люди отрицают. Господь знал, кто это был, но нужно было Господу, чтобы эта женщина призналась, что это она. Вот эта женщина, видя, что не утаится ничего, с трепетом подошла и упала перед Христом на колени объявила ему, зачем прикоснулась к Нему. И сказано, что, когда она прикоснулась, она получила исцеление от своей болезни. Но ведь эта женщина совершила поступок, за который могла поплатиться жизнью. Похожий необычный поступок совершил начальник синагоги. Этот уважаемый человек, смирился перед Господом, вопреки тому гневу, который выразили окружающие люди. Не понимая того, что происходит, и кого перед собой узрел этот Иаир, который теряет в этот момент свою единственную дочь. Точно так же эта женщина, чем она рисковала? Очень многим. Потому что её болезнь и последствия этой болезни считались нечистыми. И сама эта женщина считалась нечистая, осквернённая. И те, кто к ней прикасались, тоже осквернялись, такой был ветхозаветный закон.

Эта женщина считалась за прокаженную. Она не могла протиснуться сквозь людей, как сейчас, стоящих в храме. Многие знали, что она страдает этой болезнью и не чистая. Это сейчас ничего страшного, а тогда можно было очень серьёзные процедуры после этого пройти. Там жертву нужно приносить, время тратить чтобы очиститься. И вот она так просто подходит и прикасается ко Христу, и Господь желает, чтобы она сама об этом сказала. Она очистилась, получила исцеление. По сути покаялась всенародно. Покаяние должно быть искренним. Покаяние - это длительный процесс перемены человека. Покаяние подразумевает, что человек действительно исправляется в последующие дни годы своей жизни, прежде всего, с помощью Бога. Так в древней Церкви было всенародное Покаяние. Когда человек каялся перед всеми. И не стыдился ничего. Всё понимали, что храм — это лечебница. Истинным врачом душ и телес является Господь. И вот таким образом принося Покаяние, принимая операционное вмешательство, порой сложное, но необходимое для жизни человека, люди таким образом исцеляли свою природу духовную и недуги, проявляемые вследствие греха. Большинство из нас либо мало веруют, либо не веруют, либо халатность проявляют во всем. И жизнь духовная у них - на последнем месте, а все остальное на первом. Вот эта суета повседневная, погоня за призрачным счастьем, и тотальное греховное падение. Что же нужно делать нам? И ответ мы найдём в Священном Писании. Во все времена, во все эпохи жизни человека на земле возникали и катаклизмы, и войны, и моры. Для верующего человека очень важно не искать причину во вне, а увидеть причину в самом себе. Покаяние будет первым шагом, осознанием своей греховности, увидеть грехи свои, как говорит подвижник, «бесчисленные как песок морской» и принести свое искреннее покаяние перед Богом, начать менять жизнь свою и отношение к жизни духовной, и отношение к ближнему. «Не бойтесь, сказано, убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам более, кого нужно бояться, бойтесь того, кто может по убиению ввергнуть в геенну» (Мф. 10:28). О чем идёт речь? О грехе, который является причиной всех бедствий наших. Будем жить, как должен жить любой нормальный здравомыслящий человек, исполняющий заповеди Божии. Следующий за Христом, неся каждый свой Крест. Исполняющий наибольшую заповедь о любви к Богу, ближнему, как к самому себе. И пусть наша молитва и наше усердие и участие в таинствах церковных помогает нам укреплять, просвещая наш разум не низменными чувствами, осуждением, завистью, злобой, зложелательством. А подлинной христианской любовью. И вот только тогда мы на самом деле сможем быть православными людьми, которые как ни странно, факт непреложный, все время существования христианства, всегда были против течения, не шли по течению вниз, туда - к погибели вечной, к которой устремлен мир, лежащий во зле, согласно Евангелию. А шли против течения к свету, к Богу, противостоя этому злу, греху всеми своими силами. Главное помнить, что все возможно верующему».

По окончании Литургии было совершено славление пред иконой архистратига Михаила.