443

10 октября 2021 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений епископ совершил Божественную Литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании Литургии владыка Арсений обратился с проповедью к молящимся: «Сегодня в Евангелии повествуется о призвании первых учеников. Это было в самом начале земного служения Господа Иисуса Христа, тогда, когда Он только начал Свою проповедь. Впереди были многие месяцы и годы странствий по святой земле, благодеяния людям, исцеления, поучения, воскрешение мертвых, Преображение и так далее. Все, о чем говорит евангельская история после Крещения Господа Иисуса Христа на Иордане, все это только впереди. И вот в начале этого пути, Христос призывает первых учеников, будущих апостолов. Как описывает сегодняшнее Евангелие, когда Он был на берегу и проповедовал большому количеству людей, и, чтобы они не теснили Его, Он воспользовался лодкой одного рыбака, Симона, чтобы отплыть недалеко от берега и с этой лодки учить народ. Потом Он обращается к Симону и его товарищам, которые упомянуты по именам, братьям Иакову и Иоанну - тоже рыбакам, с призывом закинуть сеть одесную корабля, то есть лодки.

Они сказали, что трудились всю ночь, а надо отметить, что от этого тяжелого труда зависело их скудное пропитание. Они могли продать эту рыбу и выручить себе что-то на хлеб, может быть, на лекарства больным родственникам, может быть, для того, чтобы закрыть какие-то долги, которые выколачивали из них мытари в пользу римской власти. Люди нищенствовали, и то, что они не поймали ничего в эту ночь на Галилейском озере, было для них бедой. Но Христос обращается к будущему апостолу Петру: «Закиньте сети» (Лк. 5:4). И уже тогда проявляется вера апостола Петра, будущего первоверховного апостола: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Когда они закинули сети, то не смогли поднять их самостоятельно, то есть силами рыболовов одной лодки, из-за того, что она была полна всякой рыбы. Чудесный улов рыбы, который был в самом начале земного служения Господа Иисуса Христа, ознаменовывает призвание учеников. Этим Господь указывает на их будущее служение. «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10), - говорит Христос апостолу Петру.

Если мы внимательно читаем Новый Завет, то в конце Евангелия от Иоанна, уже после Воскресения мы встречаемся с таким же эпизодом. Во время явления воскресшего Господа ученики вдруг увидели на море Галилейском кого-то, в ком сначала не узнали Христа. Это было в контексте тех явлений уже Воскресшего, когда Он снова снова убеждал и удостоверял учеников в истинности Воскресения - двум ученикам на пути в Эмманус, потом всем ученикам, кроме апостола Фомы, и отдельно Петру, потом еще раз апостолам всем вместе. Также было еще несколько таких явлений, одним из которых, согласно Евангелию от Иоанна, была явление Воскресшего на том же самом Тивериадском или Галилейском озере. И, когда апостолы, пережившие за минувшие три с половиной года то, что обычному человеку не дается испытать, и радость следования за Христом, и сопричастность Его чудесам, Его слову, и крушение всех надежд тогда, когда их Учитель был распят, то явления Победителя смерти Христа, истинного Царя жизни нашей постепенно изменяли их восприятие произошедшего. Они поняли, что не о земном царстве говорили пророки, и Царство Божие не означает земное величие Израиля, это нечто совершенно другое, имеющие значение для спасения всего мира.

Однако же после Воскресения Христос не был так близок с ними, как до Своих страстей, до распятия, это были вспышки света, которые освещали тьму отчаяния, может быть, малодушия, может быть, страха. Эти явления Воскресшего снова и снова рассеивали эту мглу, пока апостолы не впитали в себя свет Господень, чтобы им делиться со всем миром, исполняя свое предназначение. Когда они еще не знали, к чему все это приведет, апостол Пётр говорит соученикам: «Иду ловить рыбу» (Ин. 21:3). То есть он вернулся к обычным занятиям, жизнь стала входить в обычное русло, и они сказали ему: «Идем и мы с тобою» (Ин. 21:3). В этот самый момент, в какой-то из дней, в течении сорока дней после Воскресения, Христос является им снова. В начале неузнанный в предрассветной дымке на берегу Тивериадского озера, Он спрашивает их: «Есть ли у вас какая пища?» (Ин. 21:5). И они отвечают, что нет, ведь они также трудились всю ночь и ничего не поймали. Тогда они снова получают указание: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» (Ин. 21:6). Они бросают сеть, и вновь повторяется то самое чудо, которое было в начале их призвания, но только уже это происходит после Воскресения, знаменуя собою не конец, они, наверняка, думали во время распятия, что наступает конец их жизни, представлениям и мечтам, здесь и сейчас им снова показано, что это только начало.

Ведь апостольское служение им еще предстоит, эти три с половиной года были для них только подготовкой, воспитанием и каждому из них еще предстоит много потрудиться во славу воскресшего Господа. Если мы откроем книгу Деяний святых апостолов, то увидим того же Петра, того же Иоанна, того же Иакова и других учеников, но которые уже словно лишены всех страхов и сомнений, они безбоязненно проповедуют в Иерусалиме и других городах и странах Христа воскресшего. Они стали в полном смысле учениками Господа, ловцами человеков со дня сошествия Духа Святого на них. Они исполняют ту миссию, к которой их призвал Господь и основывают Церкви по всем городам. Церковь, к которой мы с вами принадлежим, называется апостольской, в Символе веры мы так исповедуем: «Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И не потому только, что именно апостолы возвещали слово Божие и основали первые общины, но и потому, что Церковь продолжает апостольское свидетельство о Христе воскресшем в этом мире. Когда мы читаем этот рассказ, прочитанный сегодня, то слова, сказанные Петру: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10), отнесены не только к нему и ученикам, но и к пастырям Церкви сейчас.

Ведь не случайно этот рассказ звучит на Литургии для каждого из нас, в нем изображена Церковь в виде лодки Петра, с которой проповедует Христос, и с которой закидывается сеть в этот мир для того, чтобы приобрести большой плод для Христа. Хотя не все из нас поставлены Богом в Церкви для того, чтобы учить и проповедовать, но апостольское призвание оно у всей Церкви, у каждого из нас в каком-то смысле. Если мы чада Церкви, если мы Христовы в этом мире, то мы самой своей жизнью должны свидетельствовать об этой вере. Пусть, может быть, нам не дано красноречиво и убедительно говорить, может быть, люди не готовы нас слушать, но добрые дела, милосердие и любовь, которые должны являть ученики Христа в этом мире, будут лучшим свидетельством, лучшей мрежей для Бога. А мы, в таком случае, будем Его соработниками, Его учениками, апостолами и мироносицами, Его руками в этом мире, к чему и призывает нас всех Церковь».