Епископ Арсений совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы

21 сентября 2021 года в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре епископ Арсений совершил Божественную литургию.

Затем владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Недавно начавшийся церковный год открывается великим двунадесятым праздником, первым в череде этих праздников, Рождеством Пресвятой Богородицы. А увенчивается этот год, как мы помним, праздником Успения. О событиях, которые легли в основу праздников в честь Божией Матери, за исключения Благовещения, мы не найдем повествования в Священном Писании. Однако церковная древность с удивительной трепетностью и любовью сохранила рассказы и предания о событиях, которые легли, в том числе, и в основу настоящего праздника. Каким-то чудом сохранились имена родителей Богоматери, которых в Священном Писании мы не встречаем, праведные Иоаким и Анна, бездетные праведники.

Если мы вспомним о ситуации того времени, в библейской традиции бездетность считалась тяжким наказанием за грехи.  Как повествует древний рассказ, будущие родители Пречистой Девы много скорбели, потому что они незаслуженно, можно сказать, несли это поношение, на которое обрекала их бездетность. Но в какой-то момент все изменяется, будто бы вновь возвращаются времена, когда Бог открывает Свою волю праведникам, как было в древности, как было в истории с Авраамом, который тоже в глубокой старости стал отцом, а через это стал отцом множества народов по обетованию Божиему. Это был великий знак - рождение Исаака, знамение силы Божией, явление Его воли, которая превосходит естественный ход вещей.

Подобную историю мы встречаем и в жизни пророка Самуила, точнее его матери, тоже бездетной, которая так же просила у Бога дитя, которая тоже подвергалась насмешкам, а в конце концов стала матерью одного из величайших пророков древности. Но здесь не просто возвращаются эти времена, когда Бог являет Свою волю, а наступают времена, когда Он Сам явится в этом мире, как мы воспеваем в акафисте Божией Матери, называя Ее зарей нового дня: «Радуйся заре таинственного дне». Этот новый день, это время пришествия Христова, время, в котором и мы сейчас с вами пребываем, это то, что нас должно вдохновлять, то, о чем мы никогда не должны забывать. И дай Бог всем нам быть в свете этого дня, то есть быть в свете Христовом, празднуя сегодня рождение Той, что стала не просто величайшей праведницей, но Бог судил стать Ей дверью для нашего спасения.

В Рождестве Пречистой Девы мы видим словно созревание человеческого рода к тому, что замыслил о нем Христос, и высший плод этого предуготовления и есть явление в мир Той, Которой суждено стать Матерью Спасителя. Садовник на протяжении многих лет, если он выращивает какую-то удивительно прекрасную культуру, может заботится о своем произведении. Так и Господь, путем воспитания Своего народа, путем заключения с ним Завета, Своим промыслом взращивает Ту, что является сегодня совершенным ответом человечества Богу. Этот ответ: «Да». Несмотря на все ужасы и трагедии, которые происходят в этом мире, несмотря на все предательство, которое человек творит по отношению к Богу, мы видим, что Господь не перестает любить человека и верить в него. И вот вопреки человеческой греховности, Бог обращает внимание на человеческую святость, на готовность раскрыться по отношению к Нему, принять Его. Ответом на все лучшее, что есть в нашей человеческой природе, в общем-то и является спасение, которое совершается для нас Христом. Наступает новый день, близится время Рождества, но заря этого нового таинственного дня зашла уже сегодня в рождении Той, что станет Богородицей, Матерью нашего Господа и Спасителя.

Мы сегодня вспоминаем Её и празднуем, но наша радость омрачена трагическими событиями, которые произошли в Пермском государственном университете. Вы слышали из новостей, есть выжившие, но есть, к сожалению, и погибшие. Для любого нормального человека такое даже в голове трудно вместить, то, что происходит или может произойти такая трагедия, кажется как-будто бы торжество зла в этом мире. К сожалению, эти случаи не единичные, это становится обыденностью, нашего такого цивилизованного общества, которое по праву гордится своими достижениями в науке, культуре и медицине. Никогда раньше человечество не жило так хорошо, как сейчас, однако какие же пропасти разверзаются, когда люди, не конкретно эти, а в целом, будем говорить о настроении нашей эпохи, забывают Бога, изгоняют Его из своей жизни, а страдают невинные. Сегодня вместо того, чтобы искать виноватых, помолимся только о тех, кто пострадал, чтобы Господь упокоил преставившихся, как милостивый Отец и принял их в Свои объятья. Чтобы Он утешил, укрепил и дал силы их близким, родным, друзьям и всех нас вразумил и укрепил в это непростое и трудное время. Не будем никогда забывать о том, что, не смотря на все ужасы, на которые способен человек, Бог не перестает любить его. Нынешний праздник как раз дает нам надежду, что каждый из нас окажется способен, и дай Бог, чтобы каждый из нас был способен жить постоянно в этом свете нового дня во Христе. Аминь».

Затем была совершена заупокойная лития о трагически погибших в Пермском государственном университете.