477

22 августа 2021 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня мы вновь празднуем Воскресение Господа и продолжаем находиться в свете праздника Преображения. О событиях Преображения мы читаем в Евангелии, и оно повествует о том, что незадолго до Своих страданий Господь Иисус Христос, взяв ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна, возвел их одних на гору Фавор. Там Он стал молиться, а ученики, утомившись от долгого восхождения, уснули. Когда же они открыли глаза, то увидели необычайное - лик Христа. Его образ, Его одежды просияли светом, паче солнечного. И более того, Ему предстали пророки Моисей и Илия, олицетворение всего Ветхого Завета, ожидавшего Христа. Это величайшие пророки, послужившие во время земной жизни единому Богу и стремившиеся к Нему. И эти древние пророки беседовали со Христом об Его исходе, который ему надлежало совершить в Иерусалиме, то есть о страданиях.

Для учеников, скорее всего, смысл беседы остался непостижимым, потому что они не помнили себя от радости и ощущения блаженства, ведь им было дано вкусить опыт Царствия Божия, грядущего в силе. Апостолы, как и древние пророки, тоже по-своему любили Бога, жаждали Его Царства, но представляли это Царство, как и многие их современники, в простых приземленных категориях. Они думали, что будут царствовать в Иерусалиме со Христом, и даже двое из них делили первые места в этом Царстве. И вот Господь открыл им подлинный смысл Своего Царства. Прежде всего, Он открывает Себя, как Бог, ставший человеком, пришедший в мир ради спасения мира, Он открыл Свою божественную славу. И второе, что им дается понять, что в Иерусалиме их ждет не слава и не земное царство, а суровые испытания.

«На горе преобразился еси», - поем мы в церковном песнопении, - «показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху». То есть насколько апостолы могли вместить эту божественную славу, увидев свет, увидев преобразившегося Господа, настолько они смогли это вместить по-человечески. Они увидели сияние Божества в этом мире, это было откровение, это было большое прозрение для них. Они увидели во Христе не просто любимого Учителя, но Господа неба и земли, Господа Ветхого и Нового Завета. И в то же самое время, им был дан этот опыт, эта радость накануне тяжких испытаний. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», - чтобы, когда увидели Твое распятие, они поняли бы, что да, это трагичные события, но это не слепая случайность - это то, что еще предназначалось прежде бытия мира, как об этом же еще говорит апостол Пётр в своем послании о Христе, об Агнце, закланном еще прежде сложения мира.

Христос Сам говорил в Евангелие, что Он отдает душу Свою добровольно, никто от Него не отнимает эту жизнь, Он Сам отдает ее за жизнь всего мира. И вот все произошедшее должно было укрепить веру учеников. Чтобы, когда наступит час испытаний, они не потеряли весь смысл и всю веру и смогли бы сохранить себя и первую общину учеников от страшного дня распятия до Воскресения, когда этот свет снова будет явлен им, женам-мироносицам и всем любящим Господа. Память об этом событии навсегда запечатлелась у учеников, вдохновляя их в тяжкие дни, когда они были гонимы за проповедь о Христе. И вот, например, как об этом событии вспоминает сам апостол Пётр в своем послании, которое читается в праздник Преображения: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Петр. 1: 16 - 18). Но мы вспоминаем события Преображения на Фаворе не только потому, что оно произошло две тысячи лет назад, имея целью укрепить веру ближайших учеников, но оно свершилось для всех нас, это было откровение для всего мира! В другом месте Евангелия мы читаем, что Христос - «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Мы понимаем, что этот Свет творческий, Который нас привел в этот мир и, более того, Который открыл нам жизнь вечную. Этим Светом мы возрождаемся для жизни вечной
в Таинстве Крещения, этот Свет сияет нам в других Таинствах, когда мы ощущаем присутствие Бога в Евхаристии, в Пасхе, в молитве, в добрых делах, в милосердии к ближним. Такие моменты хранятся в памяти человека, который хранит веру в Бога и ощущение особого присутствия Христа Воскресшего в своей жизни. И память об этих драгоценных моментах, как и свет Преображения, должна укреплять нас во все время нашей жизни и в трудных, и легких, и в радостных, и в скорбных событиях. Как и событие, о котором мы сегодня читали в Евангелие, усмирение бури на Генисаретском озере. Это ведь не просто воспоминания о том, что Христос успокоил бурю, о хождении по водам, о шествии навстречу Христу Петра, а потом, когда тот начал утопать, то протянул руку Христу, и Господь его спас. Всё, что написано в Евангелии, написано для каждого из нас, это происходит в нашей жизни.

Вера способна нас окрылить настолько, что мы можем шествовать по волнам, сквозь все бури и испытания, но малодушие и маловерие может захлестнуть нашу жизнь. Тогда мы можем погрузиться в пучину отчаяния, но и здесь ещё не поздно воззвать, «из глубины воззвах к Тебе, Господи», возопить к Нему. И Христос протянет Свою десницу спасающую, исцеляющую, дающую надежду, покрывающую нас любовью, прощением и милосердием, и возведет нас снова к свету. Никогда не будем об этом забывать. Христос Спаситель как был со Своими учениками до и особенно после Воскресения, так Он присутствует и со Своей Церковью, потому что Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). И, как первый ученики живо ощущал Его присутствие и радовались этому присутствию, видимому или невидимому, но ощутимому, такое же присутствие должно ощущаться нами и в нашей жизни. Мы должны учиться это чувствовать, учиться доверять Богу и благодарить Его за все происходящее в нашей жизни. Особенно же, памятуя об этом Свете, Который воссиял в этом мире для того, чтобы нас спасти, чтобы вернуть Богу Отцу, чтобы нас возвести от тьмы и ада к жизни вечной. «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе»».

Затем было совершено славление перед иконой праздника.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15