Епископ Арсений совершил Божественную литургию в гор. Сольцы

2 августа 2021 года, в день престольного праздника епископ Арсений совершил Божественную литургию в Ильинском соборе г. Сольцы.

После причастия был совершён молебен с молитвой перед иконой пророка Божия Илии.

По окончании Литургии владыка обратился с проповедью к молящимся: «В день памяти пророка Божиего Илии нам необходимо вспомнить о самом пророке и постараться извлечь из его жития правильные для себя христианские уроки. Хотя пророк Илия жил еще в далекие дохристианские времена в Ветхом Завете, когда представления о нравственности были совсем другими, но он остался в памяти всех последующих поколений, сначала иудеев, а потом христиан, как ревнитель, как один из величайших пророков Ветхого Завета. О нём повествуют Третья и Четвертая книги Царств, из которых известно, что он обличал народ израильский за отступление от истинной веры. Пророк обличал царя Ахава и царицу Иезавель, которые насаждали в Израиле культ богов Ваала и Астарты, финикийских божеств. И он вступил в конфликт с властью, по его молитве, чтобы было дано явное знамение всему народу, Господь заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев. Когда, по прошествии этого времени, народ стал голодать. то грозный обличитель идолов пророк Илия является к царю Ахаву и предлагает ему устроить состязание, чтобы жрецы Ваала устроили свой жертвенник, а пророк Божий Илия создаст жертвенник истинному Богу. И тот бог, кто ответит на молитву ниспосланием огня с неба на жертву, тот и есть истинный бог. С утра и до вечера жреца Ваала просили, пели песни, молились, даже резали себя,  чтобы их ложный бог Ваал услышал их молитвы, но все было тщетно. Когда же наступило время вечерней жертвы для Господа, пророк Божий сказал, чтобы теперь дали ему принести жертву для Бога. По его приказу, как об этом подчеркнуто говорится в Священном Писании, жертву окружили рвом и залили водой и ров и жертвенник. Воззвав к истинному Богу, пророк Илия, по своей ревностной и горячей молитве свел огонь с неба и попали жертву. И после того, как пророк Божий посрамил таким образом жрецов ваалаловых и всех язычников, он в присутствии царя помолился о том, чтобы был дождь, и с моря пришло облако, и дождь пошел. И вот эта победа Илии, его расправа над ложными пророками и жрецами Ваала, вызвала ненависть со стороны царицы Иезавели. Пророк, опасаясь за свою жизнь, должен был бежать, скрываясь в пустыне и в пещере. И видно, что дух его был смущен, он отчаялся уже и думал, что весь Израиль отступил от Бога, и ничего не поможет, даже знамения не трогают очерствелых сердец его соотечественников. И тогда Господь обещал явиться ему. И вот был сильный ветер, как буря, которая разрывает скалы, но не в буре Господь. Потом разрушительное землятресение, но не в землетрясении Господь, а потом был огонь, но и не в огне Господь. И только после этого в веянии тихого ветра, или по церковнославянски «в гласе хлада тонка», Бог явился этому грозному пророку, для того, чтобы укрепить его и утешить. И также Господь сказал ему, что еще в Израиле есть семь тысяч человек, которых Он соблюл Себе, верных рабов Своих, которые не преклонили колен перед Ваалом. В то же самое время это явление не в разрушительных стихиях, а в дуновении тихого ветра было вразумлением для пророка для того, чтобы он умерил свой разрушительный пыл, пусть и ревностный по славе Божией. Так Господь, которому Илия стремился служить всей душой дал ему прикровенно понять, что Он любит Свое творение, что Он бережет его и заботится  о всем созданном Им мире. Также Он когда-то дал также понять и пророку Ионе, когда тот опечалился, что Бог не разрушил по его пророчеству Ниневию. Господь внял мольбам покаявшихся жителей города Ниневии и помиловал город, а пророк Иона расстроился. И Господь тоже его вразумлял. Также можно сказать, что Илия появляется еще однажды в Новом Завете. Если мы вспомним события Преображения, то изумленным ученикам Христовым - Петру, Иакову и Иоанну было явлено такое видение, их Господь и Учитель Христос преобразился на горе Фаворе. Одежды Его просияли как снег, а древние пророки, явившиеся Ему из другого мира, Моисей и Илия, беседовали с Ним о том исходе, который Христу надлежало совершить в Иерусалиме. И это явление пророков Илии и Моисея по разному объясняются святыми отцами, но здесь надо иметь ввиду, что, прежде всего, по вере Ветхозаветной Церкви, пришествию Мессии, то есть царя спасителя, должно предшествовать возвращение на землю пророка Илии. Но в целом же, говоря о явление Моисея и Илии во время Преображения Спасителя, надо сказать, что это был ответ Самого Господа на чаяние этих древних пророков, которые жили для Бога, которые служили Ему всем своим житием и стремились увидеть Его. Но Моисею и Илие, в свое время каждому было дано увидеть Бога только прекровенно  в каких-то знамениях или явлениях, потому что не было еще пришествия Бога на землю в образе человеческом. Они могли почувствовать присутствие Божие, могли молиться и слышать ответ, но увидеть Бога лицом к лицу эти величайшие из древних пророков смогли во время Преображения. И, взирая еще раз на жизнь пророка Илии, конечно, мы, как люди воспитанные на Евангелие, можем не разделять, какие-то представления того времени о том, что казалось правильным, должным. Например, око за око, мы знаем, что Бог есть любовь, что Господь ради Своей любви к миру воплотился и спас весь мир, умер за каждого из нас, пошел на смерть даже до ада, сошел для того, чтобы взыскать погибшего Адама, то есть все человечество. Но жизнь пророка Илии учит нас в наших жизненных обстоятельствах, прежде всего, доверять Богу в молитвах, верить, что, обращаясь к Нему с молитвой, мы всегда будем услышаны, и, что Господь подает нам все, что необходимо нам для нашей пользы. А второй урок, который дает нам  пророк Божий Илия, это ревность по слову Божиему, ревность о Его законе. То есть, как пророк Илия был пламенным ревнителем, так и нам православным христианам следует ревновать по закону нашего Спасителя, по евангельским заповедям в своей жизни, стараться исполнять их и жить по ним. Будучи верными слову Христа, мы живем по Его законам, а это законы Царствия Божия, и таким образом мы сами себя, своей верностью слову Божиему, делаем гражданами Царствия Небесного уже здесь в этом мире. Так мы учимся жить с Богом, нам не нужно разделять заблуждения, что мы можем жить как попало в этом мире, далеко от Бога, не соблюдая заповеди о любви, о милосердии, сострадании, и уповать, что каким-то образом Господь нас спасет и введет в Свое Царство. Если не будет нашего желания, Бог нас не спасет, а наше желание быть с Богом всегда в Его Царстве будет проявляться в нашей жизни тогда, когда мы живем по Его заповедям. Если мы живем со Христом в этой жизни, по Его слову, как древние пророки, апостолы, святые мученики и все святые Новозаветной Церкви, то значит, что мы готовы жить с Богом и вечности. Наша жизнь со Христом начинается здесь, но она имеет вечное измерение, она не ограничивается временем нашей жизни, потому что Бог не ограничен временем. И Он ради жизни  вечной каждого из нас стал одним из нас, победил смерть и даровал нам этот неизреченный дар жизни вечной со Христом и во Христе. Аминь.