Епископ Арсений: Нам нужно научиться жить в радости Воскресения, совершившегося нашего ради спасения

23 апреля 2021 года епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Благовещения Пресвятой Богородицы посёлка Шимск.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «"Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче"», - так поётся в этот день за богослужением. Это означает, что позади сорок дней поста, и наступающее время связано с особенным воспоминанием последних дней Господа Иисуса Христа, начиная от воскрешения праведного Лазаря, входа Господня в Иерусалим, и всего, что за этим входом последовало, вплоть до распятия, положения во гроб и Воскресения. Вспомним, что в течение прошедшего времени Церковь призывала нас совершить некоторые духовные подвиги или работу над собой и предлагала нам в качестве духовных ориентиров святых или события, которые мы вспоминали в недели Великого поста.

Первая неделя – неделя Торжества Православия, вторая была посвящена святителю Григорию Паламе, святому отцу XIV века, третья неделя поста – крестопоклонная. Далее, соответственно, четвёртая и пятая недели были посвящены преподобному Иоанну Лествичнику и преподобной Марии Египетской. Каждое из этих воскресений учит нас чему-то своему: или верности Православию, или же покаянию на примере преподобного Иоанна и преподобной Марии. Но обратим внимание на то, что у этих воскресений Великого поста есть ещё один смысл, первичный по отношению к памяти святых или событий, которые были установлены в разные времена, ведь, например, Иоанн Лествичник жил в VI веке, а святитель Григорий Палама жил в XIV веке. Что же вспоминалось в эти воскресные дни в более ранние века?


-цитата-

«Расслабленный - это образ каждого человека, мы все в каком-то плане расслаблены, подвержены греху. Но исцеление возможно, и Церковь указывает на Врача и Спасителя – на Христа»

Епископ Арсений


Посвящение этих воскресных дней Святой Четыредесятницы выражено также в евангельских чтениях этих дней, как и недель, которые будут после Пасхи: недели о Фоме, о святых жёнах-мироносицах и так далее. Великопостные недели, помимо памяти святых, имеют ещё евангельское посвящение. Итак, в 1-ю неделю Великого поста Евангелие от Иоанна говорит о призвании первых учеников Христа, о том, как они узнали в Иисусе Спасителя и последовали за Ним. Это были Пётр, Андрей, Филипп и Нафанаил. Евангельский отрывок об этих событиях заканчивается исповеданием: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1: 49). Это чтение напоминает нам о начале нашего церковного пути, когда мы, обретая веру, познали во Христе Сына Божиего и как первые апостолы последовали за Ним.

Вся наша жизнь должна быть следованием за Господом. 1-е воскресенье Великого поста об этом нам и напоминает, оно учит нас верности Христу. Во 2-е воскресенье Великого поста читалось Евангелие об исцелении расслабленного, которого друзья спустили сквозь кровлю для того, чтобы положить к ногам Иисуса, так как они не могли приблизиться из-за многолюдства. Размышляя над этим отрывком, можно выделить много смыслов: и служение ближним, и молитва за них, и опять же Христос является здесь как Спаситель, как истинный Врач душ и телес наших. Вот главный смысл: расслабленный - это образ каждого человека, мы все в каком-то плане расслаблены, подвержены греху. Но исцеление, спасение возможно, и Церковь напоминает нам об этом и указывает на Врача и Спасителя – на Христа. Только Он способен исцелить все наши грехи и страсти, которые нас мучают. Подчас, в отчаянии у нас опускаются руки, но спасение возможно, потому что есть Спаситель.

В 3-е воскресенье Великого поста читается только один евангельский отрывок в честь Креста Господня. Память в честь Креста - древняя, возможно, она ещё восходит к тем временам, когда Великий пост был связан с практикой подготовки крещаемых к принятию Таинства Крещения накануне Пасхи. В древней Церкви Великая Суббота была основным днём, когда совершалось это Таинство, очень торжественно, в присутствии всего собрания. Потому что Крещение в древности было не какой-то частной требой, а праздником для всей церковной общины. До сих пор богослужение Великой Субботы, особенно облачение священнослужителей в белые ризы, несёт на себе следы этой древней практики, когда крещаемых в белых одеждах вводили в храм при пении воскресных стихов, положенных перед Евангелием. Можно предположить, что уже тогда была установлена какая-то память в честь Креста, а не только в связи более поздним событием - обретением Креста Господня. Церковь напоминала о том, что следование за Христом - это скорбный путь, путь несения Креста, и древние христиане отдавали себе в этом отчёт.


-цитата-

«Страдания, скорби и болезни, которые есть в жизни каждого человека, христианин может принять как несение Креста со Христом, как сострадание Ему»

Епископ Арсений


Принятие веры во Христа было для древних христиан делом всей жизни, очень осознанным и мужественным шагом. Потому что они понимали: в тех условиях борьбы с христианством в древней Римской империи стать христианином означало, по сути, подписать себе смертный приговор. Тем не менее, Церковь распространялась, проповедь звучала, многие язычники принимали Крещение, многие из них становились святыми мучениками. Церковь может быть гонимой, или господствующей, как это было уже в христианской Римской империи, на Православной Руси. Однако, те, кто по-настоящему желает жить по Евангелию, понимают, что это путь борьбы с грехом, прежде всего, в самом себе. Просто, приказав себе не грешить и быть святым, не получается. Нам нужна благодатная помощь Божия, которую мы получаем в молитве, в таинствах Церкви, во всём опыте церковной и частной духовной жизни. Страдания, скорби или болезни, которые есть в жизни каждого человека, христианин может принять как несение Креста со Христом, как сострадание Ему, и тогда они приобретают спасительный смысл.

В 4-е воскресенье читалось евангелие об исцелении Христом бесноватого юноши. Вспомним опять же практику совершения Крещения, в чине оглашения есть заклинательные молитвы. Тем самым Церковь снова нам напоминает о том, Кто настоящий Владыка и Господь нашей жизни. Не диавол, который является самозванцем, назвавшим себя князем века сего и подчинившим человека через грех, зло и отпадение от Бога. Хозяин нашей жизни - Господь, Он может освободить нас от власти диавола через Крещение и веру во Христа. Господь снова становится нашим Освободителем, Спасителем и Владыкой жизни нашей. В 5-е воскресенье в Евангелии говорится, что Спаситель сказал ученикам, что они восходят в Иерусалим, а также рассказал им о том, что Его там ждёт. Однако, они, будто не слыша Христа, говорят с Ним с точки зрения представления о земном царстве Мессии, Сына Божиего.

К Нему подходят братья Иоанн и Иаков и говорят: «Дай нам сесть в этом царстве, которое должно открыться». Они ожидают, что придут в Иерусалим, где Христос будет царём, и хотят сесть по правую и по левую сторону от Него. Но Господь говорит им, что они не знают, чего просят. Этот евангельский отрывок готовит нас к последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа и вновь напоминает о том, что следование за Христом - это путь скорбный. Но для христианина это может быть радостный путь, потому что мы помним о том, что Христос - наша надежда, что Он пронёс Крест всего мира, а другие этой надежды не имеют. Для нас открывается уникальная возможность в сопричастности Христу в Его страданиях, стать сопричастниками Его славы в Воскресении.

Постараемся в дни Страстной недели, посещая храм, не поддаваться эмоциональным чувствам, когда совершаются особо прекрасные, уникальные богослужения, а потом после Пасхи снова вернуться к своим обычным житейским делам, не к этому призывает нас Церковь, а к тому, чтобы мы в течение всей своей жизни учились жить со Христом, учились жить в предстоянии Его Кресту, а также в радости Воскресения, совершившемся ради нашего спасения. В этом наше упование, в этом наша надежда и наша жизнь».