Епископ Арсений: Верность Господу - это не мысли о своём мнимом благочестии, но ежедневный труд следования за Христом

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Георгиевском храме в деревне Великое село Старорусского района.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словом: «Близится к окончанию Святая Четыредесятница, и в последнее воскресенье перед Входом Господним в Иерусалим Церковь вспоминает преподобную Марии Египетскую, великую грешницу, ставшую великой святой. Её житие стало эталоном покаяния для многих монахов и мирян во все последующие времена. Пример этой святой - это напоминание для всех нас, а также для людей, которые, может быть, ещё далеки от Бога, что нет такого человека, который не мог бы обратиться к Богу. Как бы человек далеко ни отошёл от Него, как бы низко он ни пал, Господь всегда примет покаяние у него, и любой человек может стать святым. В этом и предназначение Церкви - предназначение для каждого из нас. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19: 2), - сказано ещё в Ветхом Завете. Ранние отцы Церкви тоже говорили о том, что все христиане - это святые, народ святых. Вот об этом нашем призвании мы никогда не должны забывать.

Евангельское чтение, которое сегодня прозвучало на Литургии, рассказывает нам о том, что Христос вместе с учениками направляет Свои стопы в Иерусалим. Также Он говорит им, что Его ждут страдания и Воскресение, но некоторые ученики оказываются глухи к этим словам, не могут их вместить. Они ещё в плену традиционных представлений того времени о Мессии, о Христе, которые говорят о том, что это будет земной царь, освободитель, который установит Царствие Божие на земле. И вот подходят два апостола Иаков и Иоанн и говорят: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10: 37). Они не представляют, что будет в Иерусалиме, они думают, что их ожидает земная слава и добиваются от Господа первых мест в этом мнимом царстве. А Господь им отвечает: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10: 38). Они с таким дерзновением говорят: «Можем», на что Спаситель отвечает: «Чашу, которую Я пью, будете пить» (Мк. 10: 39). То есть Он обещает, что они разделят Его страдания, и с апостолами так и произошло впоследствии.

«И крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10: 39 - 40). Этот ответ прекращает все расспросы и рассуждения. Как и в другом случае, о котором говорит начало книги Деяний святых апостолов, даже в момент Вознесения ученики ещё до сих пор не осознают, в чём смысл пришествия Христа и спасения, совершённого Им. На горе Елеонской они опять спрашивают Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян 1: 6). Господь опять прекращает эти разговоры: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1: 7 - 8). Об исполнении этих слов как раз и рассказывает нам книга Деяний святых апостолов, а также Предание Церкви об апостольской проповеди. Обратим сегодня наше внимание на слова апостолов, которые сказали Христу с дерзновением, что они могут разделить с Ним чашу и креститься Его крещением. Похожие слова, на самом деле, произнес и апостол Пётр, когда в ночь перед взятием Христа под стражу сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22: 33).

Часто мы не отдаем себе отчета, что верность Христу - это не биение себя в грудь, не гордость о том, что мы такие благочестивые, что мы православные христиане, а это ежедневный путь и ежедневный труд следования за Христом. Верность Ему проявляется в малом, каждый день, во всех обстоятельствах нашей жизни мы можем быть со Христом или изменить Ему. Церковь призывает нас всегда быть верными Ему, со смирением и с молитвой, чтобы Господь укрепил нас, дал нам разум и силы познать Его святую волю и следовать ей. Для верности Богу нам не нужно дожидаться каких-то суровых испытаний, которые проходила Церковь в течение своей истории, такие как гонения. Ведь мы не знаем, как мы себя поведём во время гонений, может быть мы отречёмся, как апостол Пётр, думая, что мы верны Христу. По милости Божией, мы живём в мирное время, а верность Богу воспитывается в малых делах и поступках, «верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). В чём же может проявляться верность Богу? Это верность Его слову, Его заповедям, когда нам не хочется делать добро близким, а мы его делаем, когда нам не хочется молиться, а мы себя понуждаем. Или, когда нам не хочется поститься, но мы находим хотя бы что-то малое, в чём можно себя ограничить, и это малое мы приносим в жертву Богу.

Это верность установлениям церковным, верность нашему православному Преданию, и вообще в любых обстоятельствах, когда враг нам подсказывает, что легче обмануть, украсть, или же ничего не делать и не говорить тогда, когда нужно что-то сделать или сказать слово правды. Или же поддержать ближнего, защитить слабого, помочь тем, кто нуждается. В этом и будет проявляться наша верность Христу. Великий пост призван нас научить этому. Апостолы не представляли, что их ждёт в Иерусалиме, а мы представляем, и богослужения Страстной недели, ещё раз напоминают нам, что путь следования со Христом - это путь крестный. Мы должны быть к этому готовы, должны также помнить, что Крест всего мира и крест каждого из нас уже пронёс Господь на Голгофу. А мы в верности Ему, в терпеливом следовании за Ним и безропотном принятии всего, что Он нам посылает в этой жизни, можем только, как Симон Киринейский, помочь нести Господу этот Крест, который является и нашим крестом. Будем помнить, что этот путь не заканчивается на Голгофе, это путь к Воскресению, к радости жизни вечной».