308

5 марта 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня в Антоново.

По окончании богослужения было совершено славление с молитвой благоверному князю Ярославу. Затем владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня мы слышали за Литургией удивительные слова апостола Иоанна. Это второе соборное послание: «Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю во истине, и не только ее, но и всех, познавших истину» (2 Ин. 1: 1), - и дальше, - «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга (2 Ин. 1: 4-5). Старец, то есть сам апостол Иоанн, обращается к избранной госпоже. Загадочное обращение, может быть, это одна из христианок того времени, и он обращается к ее семье, но чаще толкователи склоняются к тому, что под этим словом разумеется конкретная церковная община. Согласно церковному преданию, апостол Иоанн последние годы своей жизни был руководителем малоазийских церковных общин, и памятниками этого духовного руководства являются его послания, четвертое Евангелие, а также Апокалипсис, в начале которого он передает откровение малоазийским Церквам, которое он получил от Самого Христа.

В своих писаниях он, как никто из апостолов, обращает внимание на главную сердцевину христианской веры, которая заключается в заповеди, данной Христом Своим верным ученикам - любите друг друга. В первом соборном послании он говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога … Кто не любит, тот не познал Бога» (1 Ин. 4:7-8), а в Евангелие он говорит, что Бог есть любовь. Также в его Евангелии Христос накануне Своих страданий, в прощальной беседе с учениками говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас … По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Удивительно провозвестие, то чего не слышал никогда мир. В Ветхом Завете люди слышали о любви, но это была любовь братьям по крови, израильтянам. Сейчас речь идет о том, чтобы мы подражали Отцу Его Небесному, Который любит праведных и неправедных, всех людей, «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И, прежде всего, любовь должна быть отличительным свойством христиан, «по тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35), - говорит Господь, и первые христиане действительно восприняли это слово и жили этой любовью.                                           

Мы помним, что все христиане в Иерусалимской Церкви имели все общее, никто не владел личным имуществом, все приносили к ногам апостолов для того, чтобы из этих добровольных пожертвований поддерживать неимущих братьев и сестер. Это был, возможно, самый яркий, но не единственный образец того, как христиане являли образец следования этим словам Христа. «Посмотрите, как они любят друг друга» - говорили язычники о христианах в древности. Именно любовь смогла изменить отношение древнего мира к христианству. Вспомним, что апостольское провозвестие столкнулось с гонениями уже в Иерусалиме, а потом и в Римской империи, и более двух веков христианство оставалось под запретом. Были приняты законы против христиан, как против государственных преступников и тех, кто не почитает богов. Сама принадлежность к христианству, согласно законодательству того времени, каралась смертью. Можно только представить, какой силой веры и каким мужеством должны были обладать люди, вступавшие в Церковь в те времена, зная, что само это решение о вступлении в Церковь означает смертный приговор, и часто для многих христиан, как в свое время почти для всех апостолов, это означало мученичество, свидетельство о своей вере вплоть до пролития крови за Христа.

Но мир, встретивший христианство с такой враждой и ненавистью, постепенно изменялся, потому что Церковь была в мире как закваска, из притчи Спасителя, изменяющая тесто. Уже в середине II века стали находиться образованные люди, которые не отмахивались от христианства, как от какого-то грубого суеверия или зверской секты. Иустин Мученик - образованнейший человек своего времени, посвятивший первую половину жизни тому, чтобы искать истину в разных философских системах, наконец, в полноте обретает ее в христианстве. Он становится первым христианским философом, который говорит о Слове Божием, о Котором возвещали еще древние философы, о Логосе, о Котором говорит и Иоанн Богослов. В начале своего Евангелия он пишет: «В начале было Слово...», - греческое слово логос означает закон, разум, смысл, - «...и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1: 1). Чем дальше, тем больше добросовестные, духовно и интеллектуально чуткие люди стали находить в христианстве отклик на самые сокровенные вопросы своей души. С одной стороны, они видели, что христианство с его учением о любви дает ответы людям, искавшим любовь, красоту и истину. С другой стороны, не могло не поражать само поведение христиан, в частности, во время гонений, когда они с кротостью, с молитвой за врагов, с любовь ко Христу встречали смерть.

Церковь вместо того, чтобы траурно провожать мучеников в мир иной, установила праздники в память о них. В годовщину мученичества того или иного святого, Иоанна Богослова, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и многих других, отмечали их память, это был день рождения мученика для жизни вечной. Таким образом, Церковь и стала почитать святых. Но самое важное, что именно верность Христу, Его слову, любовь, которая не просто декларируется, а является руководством в жизни для христиан, смогла изменить и отношение общества и государства, которое ненавидело, преследовало и пыталось уничтожить Благую Весть. И вот уже, начиная с равноапостольного императора Константина, эта гордая империя склоняется перед Христом. В последующем такие примеры повторялись, когда-то языческая Русь принимает крещение от уже православной Римской империи, из Византии. И сегодня мы почитаем князя Ярослава, он был сыном Владимира, Крестителя Руси. Он также, как его отец, попытался воспринять христианство и воспринял благую весть всей душой. Это не означает, что у него как у государственного правителя не было каких-то немощей и грехов, которые есть абсолютно у каждого человека, но, в тоже время, мы не можем не поразиться той перемене, которая происходила в этих князьях.

Личная святость князя Владимира и князя Ярослава Мудрого отразится на судьбе всей последующей истории нашего Отечества и нашей Церкви. Их святость принесла богатый плод в истории, как семя, павшее в землю, приносит многий плод, так и жизнь этих людей стала, в большой степени, определяющей для истории Православия и духовного просвещения в нашем Отечестве. О князе Ярославе Мудром говорят, как о человеке глубокой образованности, как о том, кто сам лично радел об образовании, о просвещении, он открывал школы, у него была богатая библиотека. До нас дошли слова его завещания, данного сыновьям: «Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим». Здесь он, по сути, повторяет слова Иоанна Богослова: «Дети, любите друг друга». Это выдает в нем не только книжного человека, но и христиански образованного человека, который проникнут идеями любви и евангельской правды. Будем помнить сегодня этот завет, проникнутый евангельским духом. Почитая Ярослава Мудрого, постараемся, извлечь уроки для нашей жизни, чтобы все святые, жившие до нас, особенно те, кто радел о распространении веры, как апостолы или равноапостольные, те, кто запечатлел мученической кровью свою веру, те, кто передал нам богатство православной веры, не стыдились бы нас перед Престолом Божиим, а, наоборот, признали бы в нас своих сродников не только по крови, но своих преемников по вере, любви к Богу и верности Церкви».