Епископ Арсений: Если мы копим в себе злость и обиду, то уничтожаем свою духовную жизнь и разрушаем самих себя

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня на Литургии мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Когда в храме читается этот евангельский отрывок, то значит, что приближается время Великого поста. Начиная с этого воскресенья на богослужениях мы слышим песнопения из Постной триоди, книги, где собраны тексты подготовительных недель к Великому посту, а также и Святой Четыредесятницы. В ней звучит тема покаяния, обновления, встречи с Богом и тема поста как весны для души. В своей притче Спаситель рассказывает о том, что в храм вошли два человека: один фарисей, а другой мытарь, и каждый молился по-своему.

Фарисей благодарит Бога, но на самом деле он возвеличивает себя, его молитва обращена к нему самому, он перечисляет свои заслуги, что он постится два раза в неделю, жертвует десятую часть на храм, и что он не такой, как все остальные грешники, и даже как этот мытарь, который стоит где-то позади. А мытарь, не имея даже сил воззреть на небо, молится, опустив глаза: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Спаситель, заканчивая эту притчу, говорит, что последний пошёл домой оправданным более, нежели фарисей. Наверное, те, кто слышал Христа в этот момент, очень удивились. Они не ожидали услышать, что Христос превознесет мытаря, потому что трудно подобрать более непохожих людей для этого рассказа, какими были фарисей и мытарь.

Слово «фарисей» в Евангелии часто выступает как синоним лицемерной праведности, ханжества, но не будем забывать и о том, что фарисеи были духовными учителями народа. Они были уважаемыми людьми, они предали всю свою жизнь изучению Закона Божия и его толкованию, они были окружены всеобщим почитанием в отличие от мытарей. Мытари поступили на службу к римлянам, которые когда-то завоевали Палестину, и они считались предателями, к ним относились хуже, чем к язычникам. Для мытарей не было места в том царстве Мессии, который должен прийти, как думали иудеи, как земной владыка, чтобы восстановить владычество Израиля, династию царя Давида и уничтожить и римлян, и мытарей - тех, кто им служит. Одного из них Христос ставит в пример, что он более оправдан перед Богом, чем «праведный» фарисей.

Когда мы слышим эту притчу, то, конечно, чувствуем нравственный урок Евангелия и не хотим отождествлять себя с фарисеем, мы согласны быть смиренными, как мытари. Но так ли мы далеки от фарисейской праведности? Ведь, что бичует Спаситель, когда Он обличает фарисеев? Наружное благочестие. Прежде всего, это вера в то, что своими делами они могут заслужить себе спасение. Новый Завет учит нас, что спасение - это дар от Бога, что мы своими делами никогда не можем его заслужить, какими бы мы ни были хорошими, по сравнению со святостью Бога, мы все безусловные грешники и преступники Закона. Если бы мы могли своими добрыми делами стать достойными спасения, то и не нужен был бы Спаситель Господь наш Иисус Христос.

Фарисеи увлекались именно внешними делами благочестия. В Законе было множество заповедей, и так трудно было помнить о главной заповеди - о любви и не увлечься внешней праведностью, чтобы показать себя праведными перед людьми, которые уважали этих духовных наставников. Фарисеи часто именно изображали из себя праведников, потому что каждый добросовестный человек, а такие были и среди фарисеев (вспомним Никодима, который приходил ко Христу), понимал, что перед Богом нет праведного ни одного, все нуждаются в спасении. Если спросить нас о том, что делает нас православными людьми, то что мы ответим? Что нужно ходить в храм, поститься, носить крестик и т. д., то есть мы начинаем перечислять внешние атрибуты, которыми как раз и увлекались фарисеи. А где в Евангелие мы прочитаем об этих внешних проявлениях нашей веры? О чем учит Христос Спаситель на протяжении трех с половиной лет? О чем Его проповеди, беседы и притчи? О любви Бога к человеку, и о том, что мы должны быть достойными этой любви, любя ближних наших.

Если бы мы на вопрос, что делает человека православным христианином, ответили бы, что любовь к Богу и ближнему, то мы были бы близки ко Христу, к подлинному пониманию смысла нашей веры. Но мы готовы себя отождествлять с грешным мытарем, и так легко сказать: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13), когда эта молитва мытаря стала частью нашего молитвенного правила, когда в Церкви звучат покаянные песнопения, когда мы говорим, приступая к Чаше: «От них же, - то есть от грешников, - первый есмь аз». Легко так говорить, но, когда за пределами храма какой-то человек, родственник, сосед, сослуживец, укажет нам только лишь на один наш недостаток, скажет одно неприятное слово, то что происходит? Вражда или же мы будем долго копить в себе злость и обиду, не сможем простить и этой злостью уничтожаем свою духовную жизнь, разрушаем самих себя.

Так что эта притча напоминает нам о том, что мы не достигли ни того доброго, что было в фарисейской праведности, ни того подлинного покаяния, которое было у мытаря. Следует исполнять Закон, но нужно не возвеличиваться, а смирять себя перед Богом и перед людьми, чтобы пойти из храма в свой дом более оправданным, по слову Спасителя. Но, что значит оправданным? Это ещё одно слово, которое нуждается в толковании. Для современного человека оправдание звучит почти как оправдание школьника перед учителем, когда первый пытается объяснить, почему он опоздал на урок. Но разве это имеет ввиду Евангелие или апостол Павел в своих посланиях, где говорит об оправдании, которое дается нам Богом во Христе? Оправдание - это праведность. Нам даруется праведность, и в этих словах Христос говорит, что этот всеми презираемый мытарь, грешник и практически изгой для всего общества того времени, более праведен, нежели фарисей перед Богом.

Парадокс, оказывается, что Господь смотрит на вещи не всегда так, как мы, да и в Писании сказано, что Его мысли - не наши мысли, и то, что нам кажется праведным и верным, может приобретать совсем другой вид с точки зрения Божественной любви. Господь зрит истинную природу вещей, никто не скрыт от него, мы все перед ним обнажены, Он видит, что происходит в сердце человека. Потому Он и сказал о мытаре, об этом внешнем грешнике, но, на самом деле, человеке, который стал ближе к Богу, благодаря своему смирению, что он более праведен, чем фарисей. И мы должны помнить, не только прямой смысл притчи о том, что нельзя требовать у Бога того, что нам кажется праведным и полезным, чего мы хотим и не получаем, потому что Господь каждого из нас видит с точки зрения вечности, с точки зрения нашей подлинной пользы. И вместо того, чтобы роптать на Бога, обижаясь, что мы не получаем что-то просимое, Его следует благодарить за все обстоятельства нашей жизни, за то, что происходит с нами, потому что часто нелегким, тернистым путем Господь и ведет нас к жизни вечной.

Мы ещё продолжаем находится в свете праздника Сретения Господня. Этот праздник говорит о том, что происходит не только встреча Младенца Христа и старца Симеона, но встреча Бога со всем человечеством, а в лице человечества и вообще со всем творением. Эта встреча, которая имеет также вечное измерение, это не только то событие, которое когда-то произошло в Иерусалимском Храме, а то, что происходит в нашей душе, когда мы обретаем Бога, приходя к вере, когда мы встречаем Его в ближних наших, согласно притче о Страшном Суде, и оказываемся способными послужить Христу в лице ближних. Это тоже встреча с Богом, которая, если она происходит здесь на земле, и она подлинная, продолжается и в вечности. Это встреча с Богом, которая не имеет границ земной жизни, свет, перед которым отступает не только мрак человеческого греха, но мрак смерти и мрак ада, за что мы и прославляем Христа, Истинного Света, явившегося в мир ради каждого из нас, ради жизни вечной и спасения мира».

Затем было совершено славление перед иконой праздника.