323

23 января (10 января по старому стилю) Русская Церковь вспоминает день рождения одного из великих учителей Православия XIX века - святителя Феофана (Затворника), епископа Вышенского, который возглавлял Новгородскую духовную семинарию в течение трёх лет, а затем в течение двух лет - Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. 7 декабря 1842 г. святитель Феофан (Затворник) Вышенский был назначен инспектором Новгородской семинарии, а также преподавателем психологии и логики.

Три года отец Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель науки о душе человеческой. Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 г. он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

13 мая 1857 г. указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Подчиняясь действию Промысла Божия, он в течение двух лет возглавлял высшую школу духовного просвещения в Санкт-Петербурге. Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его - «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». Также святителя Феофана (Затворника) многие знают по его знаменитым письмам к духовным чадам - «Письма о христианской жизни». В этих письмах святой не обошел стороной и тему болезней, которая особенно актуальна в настоящее время. Приведём несколько выдержек из писем святителя.

* * *

«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.»

(№ 1385 письмо 1018 вып. 6 стр. 18)

* * *

«Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому все, что от Господа бывает к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот. Даруй Господи поправиться и вашему гимназисту. Пусть гуляет побольше... чай и купанье хорошо. Молочком отпаивайте…»

(№ 1383 письмо 1298 вып. 8 стр. 57)

* * *

«Вашей красавице все не легче... Очень жалею; но не допускаю ропотливых мыслей. Все от Бога, а Бог лучше нас знает, что кому пригоднее... и на лекарей не сердчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит. У Бога же о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и оне отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Вон Веру Алексеевну Бог укрыл болезнию от женихов. И ведь не к худу. Веруйте в Бога и все перенесете добре. Благослови вас Господь всех – матушку, супруга вашего и вас, и красавицу болящую. Спасайтесь! Ваш богомолец. Еп. Феофан.»

(№ 1389 письмо 458 вып. З стр. 126)

* * *

«Все от Бога: и болезни и здоровье, и все от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому, что и не узнаёшь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как эпитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин...»

(№ 1377 письмо 42 вып. 1 стр. 55)