Епископ Арсений: Спаситель явился в этот мир, чтобы вернуть нам утраченное первородство, которого лишился человек, подчинившись диаволу

15 ноября 2020 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

Перед Литургией была совершена хиротесия в иподиакона Вила Валахановича.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня на Литургии мы слышали евангельский рассказ об исцелении Христом гадаринского бесноватого. Каждый раз Церковь в воскресные и праздничные дни предлагает нашему вниманию то или иное место из Священного Писания для того, чтобы мы соразмерили свою жизнь и постарались увидеть в действующих лицах, в исцеленных, откликнувшихся на зов Христа, самих себя. Когда читается Евангелие об исцелении слепорождённого или расслабленного, мы стараемся разглядеть то, что относится к жизни каждого из нас, узнаём себя в этих людях, которые были исцелены, а значит спасены Христом, как и мы, когда-то ответив на Его слова и последовав за Ним, стали, по выражению апостола Павла, спасёнными.

Этот евангельский рассказ, помимо повествования об исцелении бесноватого, является ещё, таким образом, притчей, которая предлагает урок для каждого из нас. Вспомним, что Господь сотворил человека по образу Своему, и это означает, что человек стал венцом творения. И первые люди должны были осуществлять, по выражению святых отцов, священнические функции, тем самым, приводя всё творение через себя в единство с Богом. Но Адам, как повествует нам книга Бытия, не исполнил этой своей миссии: поддавшись злу, словам клеветника, избрав путь непослушания Богу, и, отринув Его, Источника жизни, встретил свою смерть. Более того он поработился злу, и противник Бога, диавол, стал называться «князяем мира сего». Но этот князь самозваный, он похитил у человека звание венца творения, и человек, добровольно подвергшийся греху, отдал, скажем так, своё первородство.

Всё человечество находилось в печальном состоянии, подверженное суете, страданиям, болезням и смерти - всему, что является следствием греха, до того момента, когда, как говорит апостол Павел, пришла полнота времени, и Бог послал Сына Своего (Единородного), чтобы спасти мир (см. Гал. 4:4). Христос Спаситель явился в этот мир, и спасение заключается в том, чтобы вернуть нам утраченное первородство, которого лишился человек, подчинившись диаволу. Рассказ об исцелении бесноватого является образом того, что Господь сотворил для всего рода человеческого, лишив власти диавола, который больше не властен над творением Божиим, над человеком. Когда человек принимает Таинство Крещения, то он, после того как прочитаны заклинательные молитвы, добровольно и сознательно отрицает власть диавола и говорит, что отныне он, человек, соединяется со Христом.


-цитата-

«Христиане могут не бояться рабства, в которое их некогда вовлёк диавол, если только сами добровольно вновь не ввергнут себя в него посредством грехопадений, потакания своим страстям, посредством предательства Бога»

Епископ Арсений


Мы, вступая в Церковь, освобождаемся от этого рабства, у нас теперь другой Господь - «Един Свят, един Господь Иисус Христос», как поёт Церковь. Он - наш Спаситель. Христиане - это те, кто добровольно избрали Христа своим Господом и Спасителем, отвергнув иго рабства диавола. Но это не значит, что искушения оставили нас, не значит, что страдания, которые являются долей всего падшего человечества, ушли из нашей жизни. Это означает, что мы можем со Христом, Богу содействующу, препобеждать все искушения и быть свободными от этого рабства. Христос, по выражению апостола Павла, является Новым Адамом, не только потому, что Он является Главой нового человечества искуплённого, возрождённого и усыновлённого Богу, но и потому, что на том месте, где падший Адам избрал путь непослушания, Христос избрал послушание Отцу Своему, послушание даже до смерти крестной.

И за это, как говорит апостол Павел, «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9). И вот это имя Господа Иисуса Христа является спасительным для каждого из нас. Как Бог сильнее диавола, так и христиане могут не бояться уже прежнего рабства, если только сами добровольно себя вновь не ввергают в него, посредством грехопадений, посредством потакания своим страстям, посредством предательства Бога. Господь нас освободил. Поверженные врата ада на иконе Воскресения - это, может быть, безмолвное, но самое красноречивое свидетельство того, что сам ад не способен стать преградой между Богом и Его творением. Если только мы из глубины воззовем к Богу, жаждая спасения, жаждая Его милосердия и Его любви, то тогда никто не способен разлучить нас от любви Божией, как говорит апостол Павел. В этом для каждого из нас заключается великая надежда, великое упование и великая сила в этой жизни и в будущей. Если никто не может нас разлучить от Христа и от любви Божией, то самые сильные козни диавола, самые тяжкие искушения и страдания, которые, может быть, встречаются на нашем пути, будут препобеждены с помощью Божией, если мы будем держаться за края ризы Христовой, если мы будем следовать за Ним, откроем Ему своё сердце и не будем отлучаться и отрекаться от Него.

Иначе говоря, Господь Иисус Христос, признанный нами нашим Спасителем с момента крещения или с момента сознательного прихода в Церковь, никогда не покинет нас, Своих чад, Свою семью, Свою Церковь. И только от каждого из нас зависит, покинем ли мы Его сами. Будем помнить о том, что Господь всегда рядом, что Его спасение, Его исцеление недалеко от каждого из нас. Господь всегда пребывает в нашей жизни, и нам только нужно помнить эти Его слова, сказанные в момент Вознесения: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Помня и возгревая в сердце присутствие Божие, ощущая Его присутствие в Таинстве Евхаристии, в молитве, в Церкви, в добрых делах, которые мы должны совершать, и, ощущая Его присутствие во всём этом, мы как этот евангельский бесноватый не захотим отойти от Него, но будем, по слову Господа, Его ревностными и преданными свидетелями в этом мире».