Епископ Арсений: Как мы изменим мир к лучшему, если не начнём изменять самих себя?

11 октября 2020 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня на Литургии мы слышали евангельское чтение о призвании первых учеников - Петра с его братом Андреем и их товарищей Иакова и Иоанна. Христос, проходя по берегу Генисаретского озера, очевидно вместе с народом, потому что далее последует проповедь, увидел лодку Симона, будущего апостола Петра, и воспользовался ею для того, чтобы немного отплыть от берега и иметь возможность лучше обращаться к теснившему Его на берегу народу. Таким образом, обращаясь с лодки Он проповедовал, и, когда закончил наставление для народа, то велел Петру закинуть сети. Петр и его товарищи сказали, что они всю ночь ловили и ничего не поймали, но по слову Господа, забросили сети. Когда Петр стал вытягивать сети, то не смог один её поднять, так что должен был позвать Иакова и Иоанна из другой лодки, потому что сеть была полна рыбы.

Этот рассказ является пророческим или предзнаменовательным повествованием о будущем Церкви, которую основал Господь наш Иисус Христос. В данный момент лодка Петра, с которой Он как с кафедры обратился к народу была прообразом Церкви, а чудесный улов множества рыб - это предзнаменование того, как апостолы, по слову Господа, быть Ему свидетелями во всём мире, пронесут благую весть и уловят многие народы в послушание слову Божию и таким образом, по словам Самого Спасителя, они станут «ловцами человеков». И здесь, прежде всего, обращает на себя внимание пример Самого Христа. Мы видим Его проповедующим не только в синагоге в субботний день, когда Он обращается в богослужебном собрании к иудеям после положенного в это время чтения Закона и Пророков со Своей проповедью. Он использует любую возможность для того, чтобы исполнить Своё служение, ради которого Он пришёл, не только спасти и искупить нас, но и научить нас божественной правде, дать евангельские заповеди о любви, научить людей, то есть каждого из нас, выстраивать свои отношения с Богом и людьми по этому высочайшему евангельскому критерию: люби Бога и люби ближнего.

________________________________________________________________________________

-цитата-

«Мы, если не словом, то нашими добрыми делами и исполнением евангельских заповедей должны быть проповедниками Божией любви в этом мире».

Епископ Арсений

________________________________________________________________________________

Это было благовестие о Царствии Божием, и это благовестие не умолкало нигде: будь то на озере Генисаретском, у подножия горы или на вершине горы, в полях, засеянных пшеницей, виноградниках, в храме, в пустынных местах Господь постоянно проповедует и совершает исцеления, то о чем сказано в Евангелии, как о знамениях приближающегося Царствия Божия. Прежде всего, этот пример Христа Спасителя, конечно, обращён к пастырям, к самим апостолам и к нынешним пастырям Церкви, которые должны быть не только пастырями и учителями в храме, но каждый день своей жизни помнить об этом и подавать пример всем верующим словом и житием, о чём и говорит надпись на наперстном кресте священника. Но в широком смысле это пример и всем нам, потому что в другом месте, обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Вы - соль земли… Вы - свет мира» (Мф. 5:13, 14), и в таком смысле все христиане - свидетели о Христе Воскресшем.

Мы, если не словом, то нашими добрыми делами и исполнением евангельских заповедей должны быть проповедниками Божией любви в этом мире, проповедниками Царства Божия и правды Его. В этом вся суть евангельского благовестия, которое обращено к людям. Слово Божие будет изменять этот мир как закваска, только благодаря христианам, которые живут по этому слову. Мы являемся этой закваской в мире для того, чтобы изменить его к лучшему. А как мы его изменим к лучшему, если не начнём изменять самих себя? Так вот, верность Христу, верность Его слову и будет изменением в начале нашей жизни, а потом жизни людей, окружающих нас, а значит, что и изменением этого мира. Таким образом, мы будем соработниками Христу и апостолам на этой ниве.

Другой важный урок - это послушание апостола Петра: «По слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Вопреки очевидности, вопреки, может быть, человеческой логике он оказывает послушание Христу и становится свидетелем необычайного. Для нас эти слова Петра должны являться нашей молитвой, как и «да будет воля Твоя», как мы обращаемся в молитве Господней. Вся наша жизнь должна быть исполнением этой молитвы, по слову Твоему, Господи, что Ты хочешь от нас, мы сотворим. А что Он хочет от нас говорит слово Божие, что Он хочет от нас возвещается в Церкви, когда слово Божие звучит и проповедуется -  это заповеди о любви, это призыв быть верными Христу и Его Церкви, призыв любить Бога и ближнего, призыв быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный. Нам с вами как христианам и подлинным ученикам Господа никогда не следует об этом забывать, пусть вся наша жизнь и будет исполнением этой молитвы, обращённой ко Христу: "По слову Твоему сотворим сие. Мы исполним Твоё слово, будем делать всё, что от нас зависит, стараться жить, как Ты нас научил, а Ты дай нам сил быть верными Тебе и крепости в дальнейшем исполнять волю Твою"».