455

9 октября 2020 года, в день престольного праздника церкви апостола Иоанна Богослова в деревне Ивановское Старорусского района, епископ Арсений совершил в храме Божественную литургию.

После Причастия был совершен крестный ход и славление с молитвой святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его писаниях раскрывается благовестие о том, что Бог есть любовь, что по любви к этому миру Господь «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И также в Евангелии от Иоанна Христос на прощальной беседе с учениками дает им заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). В этом Евангелии, в словах Христа раскрывается вечный признак истинных учеников Господа, Который есть любовь: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов был одним из двенадцати учеников Христовых, которых Господь избрал Себе в ученики ещё в начале Своего земного служения, чтобы они в продолжение всех этих трёх с половиной лет были свидетелями Его проповеди, деяний и чудес для того, чтобы они, когда настанет час, стали Ему свидетелями, то есть благовестниками, во всех частях мира, неся благую весть о Христе Воскресшем. Когда уже Господь воскрес из мёртвых, как об этом рассказывает книга Деяний, Он собрал Своих учеников на горе Елеонской и перед Вознесением дал им наставление не отлучаться от града Иерусалима пока они не будут облечены силою свыше, то есть пока на них не сойдет Дух Святой, и тогда они будут Ему свидетелями по всей Иудее, в Палестине и даже до края земли.

Апостолы исполнили эту заповедь. Книга Деяний рассказывает только о самом начале апостольской проповеди, как она звучит в Иерусалиме, Самарии и других частях Святой Земли, и как, благодаря трудам особенно апостола Павла, слово о Христе Воскресшем звучит во всех провинциях Римской империи и в самом Риме - столице тогдашнего мира. Но книга Деяний не описывает подвиги и учение всех 12 апостолов, о них мы знаем, благодаря Преданию. И вот Церковь сохранила в своём Предании память о проповеди апостола Иоанна в Малой Азии, где он, дожив до глубокой старости, был руководителем малазийских христианских общин, где он и написал свои Евангелия, три соборных послания и книгу Откровения или Апокалипсис, в котором в таинственной, аллегорической форме он изображает настоящее и будущее Церкви, вплоть до второго пришествия Христа Сына Божия.

Заканчивается эта книга таким торжественным возгласом, который впоследствии стал гласом всей Церкви: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Это радостная надежда на скорое избавление, на скорое спасение всех христиан. Церковь с тех пор жила и живёт в этом уповании. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), - это ожидание и исполнение, которое уже первые ученики, первое поколение христиан переживали в таинстве Евхаристии. Начиная с апостолов, последующие христиане ожидали близкого пришествия Господа, но каждый раз, когда они совершали Литургию, то чувствовали Его пришествие уже здесь. И мы сейчас по апостольскому преемству, приняв от них благодать священства, веру православную и Таинства, совершая Евхаристию по заповеди Спасителя, также ожидаем и ощущаем пришествие Господа. С точки зрения земной истории мы только ожидаем, чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, как мы поём в Символе Веры, и ожидаем Христа Грядущего, Его же Царствию не будет конца.

________________________________________________________________________________

-цитата-

«Христос является нам уже здесь и сейчас, и мы, причащаясь на Литургии, становимся теми самыми избранными и спасёнными, собранными вокруг престола Агнца, о которых говорит евангелист Иоанн».

Епископ Арсений

________________________________________________________________________________

Его книги - Евангелие, три соборных послания и Откровение дышат радостной надеждой, что Господь, по Своей любви Спасший мир, спасёт и каждого, кто готов откликнуться на этот зов о спасении, кто готов в ответ на протянутую руку Господа ответить взаимностью, ответить готовностью жить по заповедям Христовым. Для этих людей нет ничего невозможного, нет ничего скорбного или тягостного в этом мире, но всё преодолевается, как говорит апостол, «силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37). Празднуя сегодня преставление апостола Иоанна Богослова, мы вспоминаем не только его память, не только его как Богослова, тайнозрителя, девственика, наперсника Христова, который возлежал на Тайной Вечере на Его груди, но и как великого учителя и наставника первых христиан, христиан Малой Азии II века и по церковному преемству и нас с вами.

Он обращается сегодня и к нам в своих писаниях: на вечерне в паремиях, на Божественной литургии мы также читали его писания. Может быть мы не всегда обращаем внимание и вдумываемся в то, что звучит в Церкви, но постараемся для того, чтобы почтить память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прочитать дома какие-то его писания и впитать в себя его наставления, постараемся жить так, как заповедал этот наш с вами духовный отец, наперсник и возлюбленный ученик Христов».

Епископ Арсений зачитал верующим несколько цитат из соборного послания Иоанна Богослова.

«Смотрите какую любовь дал нам отец чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:1-2).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:7-12).

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:19-20).